Пресса о цирке || Кировский цирк

ЕСТЬ В ГОРОДЕ КИРОВЕ ЦИРК

Она слыла захолустной красавицей – Вятка. Славилась чередой стройных колоколен в кудрях садов на высоком берегу, изяществом ротонды, поставленной над плавно текущей рекой опальным архитектором Витбергом. Заслужила поклон других ссыльнопоселенцев – Герцена и Салтыкова-Щедрина. Ещё в прежнем, почти не тронутом облике, Вятка понравилась Маяковскому. Всегда отличалась она душевностью и гостеприимством. Забредали сюда и известные актёры. Заезжие знаменитости играли в деревянном театрике на пыльной площади. Однако театральным городом Вятку нельзя было назвать. А вот цирк ее население любило. Знал это расторопный предприниматель, антрепренер и наездник Александр Коромыслов, чья труппа гастролировала по дальним русским городам. Выстроил он цирк и в Вятке. Здание, не здание, - обнесённый дощатым забором сарай со скамьями и ареной. Над забором поднимался заштопанный брезентовый шатер.

В нынешнем году, год от года меняющемся городе, о том цирке нет и помина. Мало кто может показать и место, где он стоял. В детской моей памяти крепко запечатлелась Вятка послереволюционных лет, но цирка я в ней не помню. То ли его уже не было, то ли действовал он в теплое время года, когда нас, детей, увозили в деревню.

В своих послевоенных наездах в родной Киров непременно я посещал работавший там, в летние месяцы цирк-шапито, что располагался на бойком месте вблизи набережной. Радушно бывал, встречаем постоянным директором этого передвижного коллектива Александрой Федоровной Тереховой – человеком тут далеко не случайным, в прошлом эквилибристкой на проволоке и членом уже немалой цирковой семьи. Шел у нас разговор. Мечтала Терехова – будет в Кирове стационарный цирк. Надеялась стать его первым директором. Да еще мало было в мечтах реальности. Город с населением около трёхсот тысяч. Ну построят цирк. Работать ему нужно почти круглый год. Сыщется ли достаточно зрителей при трех – четырёх программах?

И всё же… В один из недавних приездов, поселившись теперь уже в новой высотной гостинице «Вятка», я увидел: поблизости, в нижней части родившегося в дни войны Октябрьского проспекта, начал подниматься к небу остов гигантского барабана. Цирк стали строить. «Город растет, - решило руководство, - увеличивается промышленность, прибавляется население. Да и рядом мужают молодые города. Будет цирк – будет и зритель».

На западной стороне, за новым проспектом, на не так уже давно глухой вятской окраине, понемногу исчезали старые, вросшие в землю дома и домишки. На месте уходящей в небытие слободы и картофельных полей закладывался огромный парк, на территории которого и планировались здания цирка и историко-революционной диорамы, должной поведать будущим поколениям о событиях грозных дней Октября и здесь, в далёкой от восставшего Петрограда Вятке.

Слово кировчан не разошлось с делом. Ныне недалеко от уже действующей диорамы стоит Кировский цирк. Пологий его серебряный купол, увенчанный трапециевидно скошенной шайбой, звонко сияет в сини летнего неба. В основании купола четкими гранями цирк охватывает лента гофрированного дюралевого фриза. На прозрачных стенах лежат геометрические тени. Лучами расходящиеся лестницы с просторными площадками ведут от улицы к главному входу. Раскинувшиеся меж них зеленые ковры молодого парка начинаются от самых тротуаров и поднимаются вверх к цирку. Светлое легкое здание и удобные подходы к нему рождают ощущение ожидания праздника.

Цирк на полторы тысячи мест строился по типовому проекту. Но кировчане хотели, чтобы их цирк был отличным от «типового» и немало в том преуспели.

Лишь только, пройдя контроль, оказываешься в просторном кружале фойе-коридора, сразу же внимание останавливаются два крупных (во всю стену по высоте) скульптурных цветных панно-горельефа, воспевающих красу и порыв циркового искусства. Воспитанники Суриковского института Клара Коциенко и Владимир Бондарев (оба ныне живут и работают в Кирове) проявили недюжинный вкус и темперамент. Цирк зверей, воздушных гимнастов и конный в панно и романтизирован.

Колорит его да и вся композиция тут не свободны от влияния знаменитого французского постимпрессиониста Жоржа Сёра. Это ли упрек молодым художникам? У кого, как не у блистательных Дега, Тулуз-Лотрека, Сёра, почитавших цирк и восхищавшихся им, учиться его яркому отображению?

Тем не менее настенная скульптурная живопись кировских мастеров оригинала. Она органично вписывается в линейность интерьера фойе, привнося сюда все той же праздности. И зал цирка, по проекту гладкостенный, кировчане согрели теплом дерева. Очень удобны кресла из охристого пластика в сочетании также с деревом – производство местной промышленности. Мебель коридоров, буфетов, удобные диваны гостевой комнаты – все эти изделия здешних мастеров достойная дань художественных традиций вятских умельцев.

И все же, в цирке то, что будет происходить на манеже. Чем порадует он зрителей? Кировский цирк, вопреки некоторым пессимистическим прогнозам, ежедневно переполнен. С программами пока что везло. Выступал тут со своими четвероногими Филатов, гастролировал «Цирк на льду». Большой успех имели жокеи-наездники Глеба Лапиадо.

Кончается второй сезон. Пока только аншлаги. Всегда ли так будет? Александра Федоровна Терехова считает: будет, если работать всерьез.

Повезло и тут.

…Затихла в третий раз раздавшаяся музыкальная фраза из марша Дунаевского. Началось представление. Оно пошло слаженно, в хорошем темпе. Снова поразила давно признанным мастерством Ирина Шестуа. Отличную работу продемонстрировали эквилибристы под руководством Анатолия Лукащука. Затаив дыхание, следил зал за смелыми трюками воздушных гимнастов Филатовых. Живо прошел номер Антонины Польди с ее старательными шпицами. Обаятелен и умел был моноциклист Ян Польди. Порадовала искусством дрессировки своих необычных артистов-коз Муза Касьянова. С первых минут захватила веселой работой со своими мишками Эльвира Подчерникова. Словом, был настоящий цирк – бесстрашный, веселый и увлекательный.

Программа в Кирове радовала заботливостью о зрителе. Отлично работали униформисты. Казалось, и не было никакой аппаратуры. Манеж очень быстро и незаметно подготовлялся для очередного номера. И тут велика заслуга коверного Василия Мозеля и его молодого партнера Василия Быкова. Зрители, что называется, от души смеялись над их шутками. Их игра – пантомима, а ведь именно искусством пантомимы силен настоящий клоун. Василий Мозель – клоун признанный. Он – один из немногих потомственных клоунов, владеющих классическими приемами этого жанра, однако, надо заметить, не ищет для себя на манеже легкой работы. Но несмотря на это, Василий Мозель, если и не обойден цирковой критикой, то уж не обласкан ею, безусловно.

Да, в Кирове был яркий цирковой спектакль. Правда, здесь собрались артисты, готовящиеся к длительной поездке в Южную Америку, и потому программа включала немало выдающихся номеров. Но и сама обстановка цирка – благожелательность и заботливость его работников (она сказывалась и в удобствах цирковой гостиницы), известное вятское гостеприимство – порождали желание работать с полной отдачей.

Не все, разумеется, было блестящим и тут. Огорчали ничего не говорящие ни уму ни сердцу стихи пролога, вообще не очень слаженного, особенно в хореографической части. Не вызывали восторга и заключающие представление конники Давлета Ходжабаева. Выступление их, эффектно названное «Эхом Азии», претендовало, вероятно, на конную пантомиму, но, начавшись, она тут же и терялась, а затем возникла значительно позже, так и оставаясь непонятной. Акробатические номера перемешивались с конной дрессурой. Акробатика растворялась в претенциозной театрализации с копьями, щитами и прочим. Тут же шли не имеющие отношения к цирку танцы. Словом, когда дело подходило к главному – джигитовке, зритель уже уставала от всего до того виденного и воспринимал ее вяло. Туркменской конной группе следует тщательно отобрать лучшее, что есть в ее работе. Располагающий богатыми возможностями номер нуждается в грамотной и строгой режиссуре.

Кировский цирк мне по-особому дорог. Удачно начатое первым сезонам дело не должно узнать спада. Наверное, тут стоит подумать и о «запевках» будущих программ, связывая представление с событиями времен, а, может быть, и местом. Хотелось, чтобы и форганг, который зритель долго наблюдал из зала до начала представления и в антрактах, стал интереснее и богаче нынешнего. Возможно, его, так же как и парадный ковер и покрытие барьера, стоит сделать художественно-аппликационым, тематически перекликающимся со скульптурными панно в фойе. Тогда цирковой зал, сейчас явно обедненный форгангом, представляет во всем торжественном блеске. И вот уж чего нельзя – так это на строго продуманном и умело выстроенном здании вывешивать рекламное объявления. Так на легком прямоугольнике внушительного козырька над главным входом жалко и неуместно выглядела натянутая на раму холстина с надписью: «На арене – москвичи». Реклама цирка должна быть вынесена вперед, на проспект, и должна носить такой же архитектурно-завершенный вид, как и сам цирк снаружи и внутри.

Кировский цирк один из самых молодых в нашей стране. Он только начинает свою жизнь, сразу заявив о себе значительно и приметно. Хочется пожелать его коллективу: так держать!

Арк.Минчковский
Журнал «Советская эстрада и цирк» ноябрь 1979 г.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк

Новости

Обращение, посвящённое Всемирному Дню Цирка
Опубликовано: 20 апреля 2013 г. Дорогие друзья! Сегодня, 20 апреля всё мировое цирковое сообщество отмечает замечательный праздник – Всемирный день цирка! Это молодой праздник отмечается всего третий раз, но он уже завоевал сердца поклонников и любителей цирка в 32 с...
16 апреля – Всемирный день цирка!
16 апреля – Всемирный день цирка! В этом году Всемирный день цирка будет отмечаться в седьмой раз. Инициатива по ежегодному проведению этого праздника в третью субботу апреля принадлежит Европейской цирковой ассоциации и Всемирной федерации цирка, действующей п...
Первый поход в цирк
"Наконец-то малыш подрос и готов к походу в цирк!" – решили вы, купили билеты, в ближайшие выходные пришли в цирк и с радостью ждете начала представления. Как вдруг с первых же громких фанфар ребенок пугается и начинает безутешно рыдать. Не помогают никакие уговоры, и вы понимаете, что ...
Цирковая ассоциация Европы призывает отмечать Международный День цирка
Европейская цирковая ассоциация и Всемирная федерация цирка предлагают всем российским циркам поддержать инициативу по поводу ежегодного празднования 17 апреля Международного Дня цирка, сообщил РИА Новости заместитель директора Московского цирка Нику...
День рождения «Росгосцирка»
Опубликовано: 26 августа 2016 г. Сегодня, 26 августа, «Росгосцирк» отмечает свое 97-летие. В этот день в 1919 году В.И. Лениным был подписан Декрет Совета народных комиссаров «Об объединении театрального дела», согласно которому цирки России стали государственными. В СССР все цирки страны в...