Роликобежцы


В начале нынешнего века во многих странах начали выпускать четырехколесные коньки-ролики для езды по твердым покрытиям. Ролики вошли в быт. Стали открываться скетинг-ринги. Цирк, чутко реагирующий на все новшества, не остался равнодушным и к роликам - на манеже появились номера роликобежцев. Поначалу это была фигурная езда (чаще всего парой - кавалер и дама) между различными препятствиями (вазы с цветами, бутылки, бокалы), расставленными на круглом деревянном щите. Постепенно номера усложнялись. Значительно уменьшился размер щита. Потом его подняли на некоторую высоту над манежем - в виде большого пьедестала. В номера роликобежцев начали вводить танцевальные движения и акробатические поддержки. Первые выступления на роликах в советском цирке относятся к 20-м гг. Братья Бренди (И. и С. Макареску) исполняли трюковое фигурное катание. А Д. Гастон, демонстрировавший трюковое фигурное катание на круглом пьедестале, завершал его стремительным спуском-скатом на роликах по двум наклонным проволокам. В дальнейшем в выступления роликобежцев стали включаться трюки, основанные на вращении (вертушки). Повиснув в зубнике, удерживаемом партнером, артистка быстро вращалась вокруг своей вертикальной оси, а в это время партнер сам вращался на коньках, стоя на одном месте. Вертушки исполняются и в висе ногой в петле, удерживаемой партнером в зубнике, или в положении ласточка (исполнитель держит партнершу за руку и за ногу). В номерах такого плана выделялись роликобежцы Стефановские, Т. Муравьева и И. Сиренко, а в последние годы - Фомины. С 30-х гг. фигурно-трюковая езда на роликовых коньках стала демонстрироваться в групповом исполнении (шесть участников Левины и Гирченко, пять - Шиманские).

Номера роликобежцев все-таки ограничены по своим художественным возможностям. Однообразное вращение на тесном пятачке пьедестала быстро приедается и зрителям и исполнителям. Многие цирковые роликобежцы, стремясь расширить диапазон своих номеров, стали кататься по всему пространству манежа. В середине 40-х гг. появились двухроликовые коньки. Однако распространение они получили только на эстраде.

Яркое, динамичное, богатое трюковыми и художественными возможностями зрелище удалось создать лишь тогда, когда артисты встали на обычные коньки.

Коньки засверкали на цирковом манеже, как только появились катки с искусственным льдом. В 40-е гг. возник групповой номер на льду (группа под руководством А. Шнейдера). Однако качество льда было еще весьма неважным. И это, прежде всего, отразилось на художественном уровне номера, который оказался недолговечным. Через некоторое время силами цирковой режиссуры и артистов был создан ансамбль "Балет на льду", творческая судьба которого оказалась счастливой. Ансамбль живет и поныне.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк