Атлетика в цирке


Атлетика в цирке (от греческого athletikos - свойственный борцам), жанр циркового искусства, заключающийся в демонстрации незаурядной физической силы человека в художественной форме. Мифология античного мира богата именами исполинов: Геракл, Ахилл, Тезей, Патрокл, Антиной, Милон Кротонский, семь раз увенчанный лаврами победителя на Олимпийских играх. Греки воздавали им почести, скульпторы ваяли их статуи. Древние римляне не уступали грекам в количестве атлетов, о чем свидетельствуют отчеканенные в их честь монеты. С 5 в. до н.э. занятие атлетикой превращается в ремесло, атлеты выступают на аренах, на площадях, во время празднеств и пиров, позднее - на ярмарках. Общей чертой для всех странствующих силачей была работа с реквизитом - тяжелыми камнями, которые клали в прочные сплетенные из сухожилий сумки; поднимали они и экипажи с грузом, и живой вес: людей, лошадей, быков, мулов; сгибали монеты, ломали деревянные балки. В особенности широко распространилась атлетика в 18 и 19 вв. на подмостках балаганов. С 80-х гг. 19 в. атлеты из балаганов стали переходить на цирковую арену. Так постепенно сформировался цирковой жанр - атлетика, завоевавший огромную популярность.

Одним из первых познакомил русскую публику с силовыми номерами атлет Эккенберг, которого пригласил в Россию в 1719 Петр I. Выступавший в образе веселого балагура-силача, Эккенберг разрывал якорные цепи, поднимал зубами пушечный ствол с сидящим на нем барабанщиком, который отбивал дробь. Русским цирковым геркулесом был П. Ступин (1852-1916). Его номер: на манеж въезжал извозчик, сидящий на сиденье экипажа, у которого не было пола-платформы. Атлет ложился затылком на заднюю ось, а ногами на переднюю, на него вставало восемь человек, вдобавок он держал на вытянутых руках штангу - в таком положении артист в экипаже проезжал два круга.

К концу 19 в. в цирке сформировалось особое направление в жанре атлетики - жонглирование тяжелыми предметами, крафт-жонглирование (от немецкого kraft- сила). Появление этого вида в значительной степени обязано немецкому атлету Раппо, выступавшему в России в 1829-54 гг. Раппо жонглировал пудовыми палицами, топорами, пушечными ядрами, иногда в контрастном сочетании с легкими предметами, например со скомканным листом бумаги.

Крафт-жонглирование и балансирование тяжелых предметов прочно утвердилось в номерах многих атлетов (атлет Роликс балансировал на подбородке площадку с пианино и играющей на ней аккомпаниаторшей; русский атлет Крылов жонглировал тремя трехпудовыми гирями).

На рубеже 19-20 в. появились атлеты-женщины. Атлет Сандвина держала на себе площадку с оркестром из десяти играющих музыкантов. В России популярностью пользовалась дама-атлет Баланотти, (прабабушка известного жонглера Н. Ольховикова), которая завершая номер, исполняла свой коронный трюк - уносила с манежа в зубах стул с сидящим на нем ассистентом. Мировую известность завоевала Брумбах (псевд. Екатерина Великая), которая появлялась в сарафане и кокошнике и исполняла свой коронный трюк "Адская кузница" - на груди артистки помещали тяжелую наковальню, на которой двое дюжих молодцов, одетых под чертей, ковали раскаленное железо.

В 1885 г. врач В. Краевский организовал в Петербурге кружок любителей атлетики. В 1888 по инициативе кружка было проведено состязание по поднятию тяжестей. Первое место занял Гаккеншмидт. Из кружка вышли многие звезды атлетики - Заикин, Елисеев, Лурих, Лебедев (Дядя Ваня) и др. Год создания кружка считается началом развития тяжелоатлетического спорта в России.

Дальнейшая эволюция цирковой атлетики шла в направлении создания оригинальных и сенсационных трюков. Например, атлеты ловили руками металлическое ядро, вылетевшее из пушки (Хольтум). В начале 1900-х гг. возродились зубные трюки. Примерно тогда же атлеты стали использовать подкидную доску для отбивания тяжелых снарядов, после чего ловили их на лопатки. А когда началась широкая телефонизация городов, атлеты начали разрывать толстые телефонные книги.

Некоторые атлеты совмещали силовые выступления с участием в чемпионатах французской борьбы.

Новой формой атлетического выступления стала пластическая сюита на мифологический сюжет ("Самсон" - поставил в 1919 г. на манеже Московского цирка скульптор С. Оненков). В 20-е гг. стало модным оформлять атлетические номера в античном стиле, появился и соответствующий реквизит: трезубцы, копья, мечи, щиты, мраморные колонны; тогда же был изобретен эффектный трюк - атлет вез по манежу тяжелую колесницу, зажав дышло между лопаток спины.

Среди крупнейших артистов-атлетов в 30-40-е гг. - братья Нелипович, в 40-60-е гг. - Жеребцов, Херц, в 50-70-е гг. - Новак, с 1970-х гг. - Дикуль, Анохин и др.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк