Эквилибристика на канате


Эквилибристика на канате - один из наиболее древних видов циркового искусства. Конечно, репертуар современных канатоходцев значительно усложнился по сравнению с репертуаром их родоначальников. Претерпели изменения и снаряд и установка аппаратуры. Партерные канаты укрепляют непосредственно на манеже на небольшой высоте (до 4 м). Другие виды канатов укрепляют высоко над манежем. Канат, на котором выступают современные эквилибристы, не пеньковый. Это стальной трос, натягиваемый между двумя мостиками специальным винтом с ленточной резьбой. Канат может быть укреплен не только горизонтально по отношению к манежу, но и наклонно, под определенным углом. В этом случае он называется наклонный или косой канат. Балансирование на канате осуществляется с помощью длинного шеста-балансира (от франц. "balance" - коромысло, рычаг), который артист держит в руках перед собой в горизонтальном положении и движениями его вправо-влево удерживает равновесие. Канатоходцы выступают в одиночку, вдвоем и группой. В зависимости от состава номера меняется и характер выступления артистов. Назовем некоторые трюки партерных канатоходцев: заднее сальто с плеч одного нижнего на плечи к другому нижнему, также стоящему на канате; заднее сальто с подкидной доски, укрепленной на канате, на плечи к партнеру, стоящему на плечах нижнего (группа под руководством Р. Абакарова; прыжок верхнего с колонны из трех человек на плечи нижнего, стоящего на канате впереди колонны (артисты Алихановы). Эти трюки в цирке называются отрывными. Их исполнение на канате очень сложно, так как верхний приходит на зыбкую опору, а, кроме того, руки нижнего заняты шестом и он не может держать среднего за икроножные мышцы, как в трюках плечевой акробатики.

Среди неотрывных трюков назовем следующие: переход по канату четырех артистов, стоящих на плечах друг у друга; переход группы из пяти человек в сложной конфигурации: трое нижних идут по канату друг за другом, между ними две девушки фиксируют шпагат, упираясь ногами на головы нижних (артисты Ташкенбаевы); нижний движется на моноцикле (одноколесный велосипед), балансируя поясной перш, на котором верхний исполняет стойку на руках (Г. Григорян и С. Миносян); подъем и спуск по вольностоящей лестнице, поставленной на канат (Н. Манукян); подъем и спуск по наклонному канату с першем на лбу, на вершине перша - партнерша (Н. и М. Ивановы).

Немало выдумки и фантазии вложено в создание оригинальных аппаратов для канатоходцев. В качестве примера можно назвать такой необычный для цирка аппарат, как семафор-гигант, сконструированный старейшим мастером цирка Б. Кухаржем-Кох. Аппарат чем-то напоминает огромный семафор, подвижная сторона которого - стрела - медленно поднимается вверх, опускается на противоположную сторону, совершая оборот на 180 градусов, и возвращается в первоначальное положение. А во время вращения стрелы на наружном узком ее ребре сестры Кох (теперь их сменили сестры Авдеевы) исполняют сложные трюки эквилибристики. Подвижность рабочей части аппарата усложняет артисту выполнение трюков и повышает зрительный эффект выступления.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк