Крупные животные


Перечень крупных дрессированных животных, показываемых в цирке, менее обширен, чем мелких.

В отдельных номерах в разное время были показаны такие довольно редкие в цирке животные, как бегемоты, верблюды, кенгуру, зебры, олени, лоси, яки, ламы, зубры. Некоторые из них оказались зрелищно эффектны в отдельных трюках (например, матч бокса, проведенный двумя кенгуру или кенгуру с ассистентом дрессировщика). Особое место в цирковых программах издавна занимают слоны. Умные и послушные, они очень восприимчивы к требованиям дрессировщика, быстро привыкают к человеку и позволяют добиваться от них выполнения интересных трюков. Несмотря на огромный вес и габариты, слоны способны к множеству действий, которые на первый взгляд не соответствуют их данным.

Слоны умеют подниматься на задние ноги, становиться на передние и даже стоять на одной передней ноге. Они кружатся в вальсе, строят пирамиды, отбивают подкидную доску, на которой стоит артист, ходят по "бутылкам", передвигаются на шаре и т. д. Особенно забавны слоны в игровых сцепках. Например, в сценке "Слоны-футболисты" они деловито стремятся точно ударить ногой по мячу, вызывая смех зрителей. В популярной сценке "Слон-парикмахер" гигант старательно намыливает лицо клоуна большой кистью, которую он держит хоботом. Мыльной пены у него полное ведро. Затем "парикмахер" усердно "бреет" огромной бутафорской бритвой дрожащего от страха клиента.

Громоздкость слонов, послужившая поводом для иронического обозначения человеческой неуклюжести ("как слон"), в соединении с аккуратностью их действий всегда вызывает удивление. С какой осторожностью эти махины перешагивают через лежащего на манеже дрессировщика или поднимают его хоботом!

Трюковый репертуар дрессированных слонов обширен. Однако работа с ними требует внимания и терпения. В цирке известны случаи, когда слоны, в общем-то, добродушно настроенные к человеку, внезапно становились злыми и жестоко мстили за когда-то нанесенную обиду. Рассерженный слон может принести немало бед. Противостоять их силе весьма сложно. Поэтому за кулисами слонов прикрепляют к полу (к специальным толстым щитам) цепями.

А на манеже самое надежное средство - это ласковое обращение. Но, несмотря на свою огромную силу (слон - единственное животное, у которого нет врагов, даже львы не отваживаются нападать на него), эти великаны довольно трусливы. Иногда малейшая неожиданность может навести на них панический страх. Ночью они никогда не спят все одновременно - один слон обязательно "дежурит", пока его не сменит другой.

В советском цирке хорошо известен аттракцион "Слоны и танцовщицы" под руководством Александра Корнилова. (В настоящее время его сменил сын Анатолий Корнилов.) Всегда были представлены слоны в крупнейших дуровских зооаттракционах.

Слоны выступают не только однородной группой, но и участвуют в смешанных. По отношению к другим участникам группы ведут себя довольно миролюбиво. Бывает даже, что слоны выбирают себе кого-либо из более мелких четвероногих в друзья. Известна многолетняя дружба слона с верблюдом в зооаттракционе В. Г. Дурова. Находясь на манеже, слон следовал за своим другом, обязательно держа верблюда хоботом за хвост. А за кулисами, во избежание шумного скандала, их ставили в стойлах, расположенных рядом. Смешанные группы животных в нашем цирке наиболее распространены. Совместное выступление животных различных видов дает возможность дрессировщику выигрышно использовать контраст между крупными и мелкими экземплярами, выполняющими вместе те или иные трюки, показать забавные сценки, в которых хищные звери выступают партнерами домашних животных. Конечно, зрительный эффект номера во многом зависит от подбора животных, от удачного сочетания их в совместных действиях на манеже. В оригинальном номере Л. Филатовой "творческое содружество" объединило попугаев, медведя, пони и обезьян различных пород. А в номере Л. Кафаровой партнерами оказались огромный неповоротливый верблюд и резвая егоза обезьянка. Сценка с их участием восхищает и детей и взрослых. Для дрессировщиков всегда было заманчивым показывать редких экзотических животных. Но подобрать такую группу весьма сложно. Как правило, эти животные в нашей стране не водятся, труден процесс их акклиматизации. Некоторые виды экзотических животных недостаточно изучены, а поэтому нелегко подыскать ключ к их дрессировке. Вот почему особый интерес представляет созданная С. Исаакяном группа экзотических животных, в которую входит крокодил, удав, бегемот, павлины, шимпанзе и др.

Дрессировщики Б. и Л. Федотовы выступают с редкой по составу группой животных: зебрами, ламами, страусами. Есть в группе и совсем необычное для цирка животное - лошадь Пржевальского, которую Федотовы впервые вывели на манеж.

Нечасто встречается на манеже бегемот (в русском дореволюционном цирке это животное не было представлено вообще). Несмотря на огромный вес и видимую неповоротливость, бегемоты довольно легко ходят по барьеру, переступают по "бутылкам", делают боковые перевороты.

В нашей стране водится много животных, показ которых был бы не менее интересен, чем показ экзотических "иностранцев". Несколько лет назад артист Г. Богомолов впервые в цирке вывел на манеж группу красавцев оленей. И. Боргунов создал оригинальную группу из черно-бурых лисиц и белок, к которой сумел подключить дрессированного лося.

Очень редко можно увидеть на манеже удава. Мозг этого пресмыкающегося крайне примитивен, он не способен понять, что от него хотят. К тому же удав лишен слуха и, следовательно, не может воспринимать звуковую команду. При таких весьма ограниченных "артистических" данных удава можно использовать в цирке лишь для демонстрации борьбы с ним.

Еще в прошлом веке номер "Борьба с удавом" рекламировался, как сенсация. Но, конечно, в такой борьбе больше театрализации, элементов игры, чем действительного единоборства человека с удавом. Ведь могучие кольца удава способны задушить даже быка. Мускулъная сила, как и прожорливость удава, необычайны. Поэтому для артиста, выступающего с удавом, всегда существует реальная опасность нападения со стороны его подопечного. Работа с удавом требует большой осторожности и знания его повадок. В процессе многочисленных репетиций удав постепенно привыкает обвиваться вокруг своего хозяина без применения мускульных усилий. Трудно бывает предугадать неожиданности в поведении удава - от предельной пассивности он может внезапно перейти к необузданной ярости. Артист всегда должен быть, как говорится, начеку. Одно из условий спокойствия удава - своевременное и обильное кормление и содержание в тепле. Испытанное средство защиты от него - умение быстро и ловко схватить удава за голову, чтобы парализовать его нервные центры. Такой прием сразу ослабляет страшную силу этой змеи.

Огромным успехом у зрителей пользуется морской лев, обитатель южных широт. Природная способность морских львов к балансированию просто изумительна. Благодаря гибкой, сильной и подвижной шее, врожденному чувству баланса животное может исполнять такие трюки, которые требуют поистине жонглерской техники. Морские львы легко, изящно, можно сказать виртуозно, балансируют на кончике носа множеством предметов - от мяча до горящей керосиновой лампы. И не просто балансируют, а и переносят через лестницу. Понятливые и наблюдательные, эти животные быстро осваивают и другие трюки, исполняя их с явным удовольствием. Ни одно из животных не может так точно отбивать и ловить колпачки и мячи, как это делают морские львы.

Такие удивительные жонглерские способности выработались у морских львов благодаря условиям существования, а также физиологическим особенностям - у них тонкая черепная коробка и узкий пищевод. Предохраняя темя от ударов, морской лев отбивает своей крепкой челюстью любой бросаемый ему предмет, а узкий пищевод, затрудняя проглатывание рыбы с хвоста, заставляет его всегда подбрасывать добычу, чтобы поймать ее с головы.

Условия содержания морских львов довольно сложны. Они питаются только свежей рыбой и нуждаются в бассейне с водой. Нарушение этих условий часто является причиной их гибели.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк