Перекрестный полет


Существует и такая разновидность жанра гимнастики, как перекрестный полет. В таком номере может участвовать группа из восьми-девяти гимнастов.

Аппарат перекрестного полета состоит из трех трапеций, трех мостиков и одной ловиторки. На основной (главной) дистанции расположены один мостик, одна трапеция: и ловиторка. А на поперечной - два мостика и две трапеции. На основной дистанции полеты совершаются с трапеции к ловитору, потом обратно на трапецию и в исходное положение - на мостик. На поперечной дистанции перелеты исполняются с одной трапеции на другую. В процессе выступления вольтижеры перелетают с одного мостика на другой и с основной дистанции на поперечную и обратно. Таким образом, полеты демонстрируются почти всей группой одновременно в обоих направлениях. Воздушная сфера цирка как бы заполняется плавно летящими гимнастами. Это эффектное и очень красивое зрелище.

Первым в России перекрестный полет продемонстрировал известный гимнаст. Л. Матеус. Его продолжателем в советском цирке стал замечательный мастер М. Эльворти. Успешно исполняла перекрестный полет труппа гимнастов под руководством В. Галагана. Представляет интерес и комический полет с амортизаторами, созданный А. Вязовым. Аппарат для такого полета состоит из мостика, трапеции и неподвижной рамки-ловиторки. Предохранительная сетка здесь не применяется. Артист в момент перелета с трапеции в руки к ловитору неожиданно "обрывается"; тонкие тросы, прикрепленные одним концом к его поясу, а другим к резиновым амортизаторам у аппарата, растягивая их, не препятствуют падению артиста. Перед тем как гимнаст приблизится к манежу, амортизаторы резко сжимаются и подбрасывают его вверх в руки к ловитору. Это устройство позволяет демонстрировать и многие другие комические трюки.

Следует отметить, что комические персонажи еще в 20-30-х гг. были непременными участниками большинства воздушных полетов. В труппах, которыми руководили Д. Донато, Манион, Боно, Гала-гап, комики выступали в облике буффонадных клоунов. В труппе Ф. Конева комик появлялся в образе этакого прожигателя жизни, довольно распространенном в номерах старого цирка,- с щегольской тростью, в визитке, белых перчатках, с котелком на голове. А мягкий, обаятельный комик А. Снозе (труппа под руководством М. Эльворти) создавал образ веселого, доброго, разбитного малого. В труппе под руководством И. Силантьева одновременно выступали два комика (М. Синякин и В. Гаврилов) в образах популярных в те годы киногероев - Пата и Паташона. Линия поведения комических персонажей в полетах несложна. Чаще всего комик выступает в роли трусливого человека, случайно оказавшегося на мостике. Вначале участие в полете его пугает, а потом он "неожиданно" увлекается и оказывается умелым: гимнастом. Такая игровая линия традиционна. Участие комиков не только оживляет номер, но и несет еще определенную смысловую нагрузку: панический страх, трусость персонажа в нелепом, мешковатом костюме выгодно подчеркивают и оттеняют контраст между ним и бесстрашными, ловкими, стройными гимнастами. Не менее важным является и то, что этот персонаж, в конце концов, преодолевает "страх".

Остановимся еще на нескольких разновидностях полетов. Оригинально сочетание воздушного полета с качелями в номере под руководством О. Лозовика. Качели подвешиваются под мостиком, на котором находятся гимнасты. Полеты к ловитору осуществляются и с мостика и с качелей. Раскачавшись на качелях и достигнув высшей точки взлета, вольтижер выполняет трюковый перелет в руки к ловитору, а затем на поданную с мостика трапецию и далее - на мостик. Прыжки-полеты с качелей очень эффектны.

Интересен полет, осуществленный труппой "Галактика". В этом номере аппарат состоит из двух мостиков, подвешенных друг против друга на противоположных сторонах манежа, и двух трапеций по краям дистанции. В середине дистанции находится ловиторка, которая может поворачиваться в обе стороны. Благодаря этому ловитор получает возможность не только принимать вольтижера с любой трапеции, но и, поворачиваясь вместе с ним, раскачиваться и направлять его на другую трапецию. Еще один важный момент - над первым ловитором находится второй ловитор. Он стоит на штамборте, к которому подвешена ловиторка. Второй ловитор, прикрепленный к аппарату с помощью коротких тросиков, идущих к его поясу, принимает вольтижера от первого, ниже располагающегося ловитора. Раскачавшись, второй ловитор снова направляет партнера к первому, а уже от него вольтижер перелетает на трапецию и далее - на мостик. Такое сочетание полетов вольтижеров между двумя ловиторами и двумя трапециями весьма интересно и перспективно. Своеобразен параллельный полет: к двум штамбортам, установленным друг против друга на расстоянии дистанции полета, подвешиваются рядом по две трапеции. Полеты вольтижеров выполняются параллельно и одновременно с двух мостиков, находящихся с обеих сторон (группа под руководством В. Лобзова). Своеобразие аппарата сказалось и на композиции номера. В этом полете вольтижеры сначала выполняют гимнастические упражнения на четырех трапециях одновременно. Затем две трапеции и мостик (с одной стороны) убираются вверх, а на их место опускается ловиторка. Далее полет исполняется с участием ловитора.

Оригинальный воздушный полет без сетки демонстрирует группа под руководством А. Бредо. Хотя сетка и является надежным страхующим приспособлением, по все же она не гарантирует от травм при неудачном падении. Кроме того, она ограничивает обзор полета для некоторой части зрителей. Группа Бредо применила вместо сетки в качестве страхующего средства тонкие тросы, которые крепятся к поясу артиста и почти незаметны из зала, но эти поясные тросы не дают возможности исполнять традиционный трюковый репертуар в полном объеме.

Следует назвать и трехъярусный полет, который осуществлялся гимнастами на трех уровнях (группа артистов под руководством Ф. Конева). В верхнем ярусе перелеты совершались между двумя турниками, в среднем - от ловитора к ловитору (они находились на двух рамках-ловиторках), в нижнем - с трапеции на трапецию. По ходу номера одна из трапеций заменялась ловиторкой. Несмотря на то, что состав исполнителей был достаточно квалифицированным и соответственно подобран трюковый репертуар, в номере не удалось добиться композиционной целостности перелетов на всех ярусах. Поэтому творческая жизнь интересно задуманного и перспективного номера оказалась недолговечной.

Разнообразие аппаратуры, обилие трюков и приемов исполнения дает основание считать воздушный полет одной из самых перспективных разновидностей жанра гимнастики.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк