Групповой полет


Аппарат для группового воздушного полета аналогичен партерному, но в нем обычно применяется качающаяся ловиторка.

В групповом воздушном полете участвует не менее четырех человек. Один из них - ловитор, который находится на раскачивающейся ловиторке, представляющей собой узкую трапецию с двумя стержнями по бокам для упора подъемами ног. Это надежно страхует артиста при сильных рывках, неизбежных во время выполнения упражнений с вольтижером, и создает упор во время броска вольтижера на трапецию.

В групповом воздушном полете ловитор кроме виса на подколенках может находиться и в других положениях. Например, на подъемах ног (ловитор зацепляется за гриф ловиторки специальными небольшими крючками, скрытыми в шнуровке обуви) или в висе захватом, то есть как бы обвив ногами боковые стропы ловиторки (для этого их делают мягкими).

Внешне положение в висе на носках несколько эффектнее, чем распространенный в полетах вис на подколенках, так как раскачивающиеся два вытянувшихся в рост гимнаста смотрятся лучше, более плавными и длинными получаются амплитуды. Однако ловить вольтижера в таком положении менее удобно, поскольку ловитор лишен той опоры подъемами ног, какую он обретает в висе на подколенках. Поэтому положение ловитора в висе на подколенках в воздушных полетах более распространено.

Взаимодействия ловитора и вольтижера четко рассчитаны. Ловитор в групповом полете - очень ответственная фигура. От его мастерства часто зависит исход выполнения трюка. Он должен хорошо знать индивидуальность каждого вольтижера в группе, его возможные ошибки при исполнении того или иного трюкового перелета. При неточном выполнении трюка вольтижером опытный ловитор может выправить положение. Абсолютное доверие к ловитору имеет большое психологическое значение для вольтижера, который должен быть уверен, что в трудном положении, какое может возникнуть во время исполнения любого трюка, партнер сумеет не только поймать его, но и удержать в руках. Длина строп ловиторки и трапеции не одинакова, но рассчитана так, чтобы на высшей точке раскачивания они, максимально сблизившись, дали возможность вольтижеру перелететь с трапеции в руки к ловитору. Вольтижер должен сойти с мостика в точно установленное время, рассчитываемое для каждого трюкового перелета индивидуально. Незначительное нарушение точности этого момента может привести к тому, что вольтижер не попадет в руки к ловитору.

Существенно для выполнения полета расстояние, так называемая дистанция, между мостиком, трапецией и ловиторкой, оно строго сохраняется при установке аппарата. У гимнастов вырабатывается привычка к одной и той же дистанции. Малейшее отклонение от нее нарушает ритм, так как меняется привычная амплитуда раскачивания на трапеции, изменяется время отхода на трюк. До 30-х гг. почти во всех наших аппаратах для групповых полетов расстояние между трапецией и ловиторкой было около 7 м, длина трапеции - до 3 м, длина ловиторки - 2 м. В 1939 г. группа под руководством Ю. Рябинина первой в нашем цирке перешла на увеличенную дистанцию между трапецией и ловиторкой, изменив ее до 8 м. Соответственно удлинились и стропы трапеции до 4 м, а величина ловиторки - до 2 м 35 см. На 1 м был поднят и мостик. Изменения аппарата и увеличение дистанции потребовали от артистов серьезной перестройки в работе. Но в целом такая перестройка дала отличные результаты. Увеличилась амплитуда раскачивания трапеции, более плавными стали швунги, а благодаря этому усилилось зрелищное впечатление: полет стал пространственно более ощутимым, так как вольтижер, отрываясь от трапеции, какие-то мгновения фиксировался в воздухе, поскольку встреча с ловитором происходила позже.

Трюковый репертуар групповых воздушных полетов обширен и разнообразен. Мы расскажем лишь о нескольких наиболее сложных и интересных трюках, демонстрировавшихся лучшими советскими вольтижерами. Среди них особое место принадлежит выдающемуся гимнасту, вольтижеру мирового класса, Евгению Морусу. Его рекордные достижения в воздушном полете оказали огромное влияние на развитие этого вида гимнастики.

Перечислим наиболее трудные трюки Е. Моруса: двойное заднее сальто с пируэтом в руки к ловитору, два с половиной сальто с пируэтом, тройное заднее сальто. Завершая номер, Е. Морус исполнял с трапеции четыре задних сальто в сетку. В течение двадцати лет Е. Морус был единственным исполнителем этих сложнейших трюков. И только в 1966 г. тройное заднее сальто сумели сделать два молодых гимнаста - В. Ракчеев и Н. Сухов. Этот трюк и в наши дни в мировом цирке исполняют лишь очень немногие артисты. Вот еще несколько сложных трюков, выполненных в воздушных полетах: переднее сальто из-под трапеции (из положения в висе) в руки к ловитору (Л. Леонтенко); двойное заднее сальто в мешке с завязанными глазами (А. Дашевский в номере под руководством Ф. Конева); двойное переднее сальто из упора на трапеции (Ю. Морус); оборотный двойной твист (А. Бредо); пируэт-сальто - пируэт-сальто (Н. Сухов). Все эти трюки были в репертуаре мужчин. Участия женщин-гимнасток в качестве вольтижеров в полетах до середины 20-х гг. не отмечалосъ. В отдельных номерах (полеты под руководством Г. Руденко, Ф. Гаупт, В. Манион) в паузах между трюками вольтижеров они исполняли гимнастические упражнения на одинарной трапеции, подвешенной в середине дистанции. Однако эти статичные выступления сильно проигрывали по сравнению с динамичными трюками полетчиков, и начиная с 30-х гг. их перестали вводить в номера. Постепенно гимнастки стали овладевать мастерством вольтижеров. Вслед за В. Волгиной (труппа Донато), О. Гаупт (труппа Гаупт) выдвинулась С. Бадина. Благодаря отличным артистическим данным и технической подготовке она немало способствовала успеху труппы, в которой выступала (руководитель Ф. Конев) среди ее трюков гладкий перелет из упора на трапеции в руки к ловитору, заднее сальто, оборотное переднее сальто, заднее сальто с пируэтом. В финале номера Бадина исполняла прыжок со штамборта трапеции в руки к ловитору, а также двойное заднее сальто в сетку. Успех Бадиной вдохновил многих гимнасток, следом за ней пришедших в номера воздушного полета. В числе их достижений можно назвать такие трюки: полтора задних сальто в руки к ловитору (М. Душухина); двойное заднее сальто в руки к ловитору (Н. Витоль, Р. Расцева, Я. Кокина, В. Ватулина); два с половиной задних сальто в руки к ловитору (Н. Витоль); полтора задних сальто в руки к ловитору из виса на трапеции на подколенках (Я. Кокина). К трюкам, демонстрируемым в финале полета, относятся пассажи. Один вольтижер исполняет перелет с трапеции в руки к ловитору, а другой пролетает под первым от ловитора на трапецию. Интересны и заключительные прыжки в сетку, венчающие выступление гимнастов. Артисты прыгают поочередно с раскачивающейся трапеции из различных положений - из виса и из упора. Особенно эффектен прыжок-падение из-под купола цирка. Гимнаст поднимается на второй (маленький) штамборт, находящийся гораздо выше аппарата, и повисает на нем на носках. Из этого положения он падает вниз головой, но в последнюю минуту подгибает голову и приходит на сетку спиной (К. Галаган, Я. Кокина).

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк