Гимнастика на бамбуке


Этот снаряд представляет собой металлический шест 4 м длины и 45-50 мм в диаметре, подвешенный к штамборту вертикально. В верхней и средней части снаряда имеются прочные петли для рук и ног. В нижней и средней части укрепляются поперечные короткие прутки (штыри), на которые артисты, находясь на снаряде, становятся ногами.

Родина этого снаряда - Япония, там он изготовлялся из прочного и эластичного ствола бамбука, издавна служившего на Востоке материалом для циркового реквизита.

  • Кабриоль (от франц. "cabriole" - скачок) - прыжок лошади с поджатыми передними ногами. В гимнастике - маховой выкрут прямым туловищем назад между руками партнера из виса за руки в раскачке. Исполняется в парном выступлении на рамке.
  • Грече (от ном. "Gretsche" - спортивная позиция, при которой ноги находятся врозь) - гимнастическое упражнение:
  • раскачиваясь в висе на руках, гимнаст махом поднимается на турник в сидячее положение, удерживая ноги в разножке;
  • элемент вольтижировки, выполняемой в парном выступлении на рамке.
  • Зубник - кожаный язычок с утолщением в средней части по конфигурации полости рта, приспособленный для выполнения упражнений, основанных на висе в зубах или удержании партнера в зубах.

  • Гимнастика на бамбуке, как правило, исполняется двумя артистами. Один из них находится в верхней части бамбука, другой - в нижней. Повиснув одной ногой в петле, ловитор, опустившись вниз головой, отводит от себя - отжимает - бамбук другой ногой и в этом положении ("флажок" ногой в петле) держит вольтижера. Многие элементы гимнастики на бамбуке идентичны с парной гимнастикой на рамке.

    Номера на бамбуке долгое время исполнялись при неподвижном положении снаряда. С 30-х гг. бамбук стали прикреплять к аппаратуре, движущейся под куполом по кругу,- торпедам, самолетам, ракетам и т. п. В 1930 г. артисты Б. Эдер и О. Беретта демонстрировали гимнастику на коротком бамбуке, подвешенном к одному концу горизонтальной перекладины, установленной на вершине десятиметровой модели Эйфелевой башни ("Полет вокруг Эйфелевой башни"). На другом конце перекладины была подвешена авиетка - модель небольшого самолета. Находившийся в ней ассистент-пилот включал мотор, который приводил в движение всю конструкцию. Летая вокруг "Эйфелевой башни", авиетка вращала перекладину с бамбуком, на котором гимнасты выполняли различные упражнения.

    Вскоре громоздкая "Эйфелева башня", заимствованная у иностранных гастролеров Вельданос, уступила место более портативным подвесным вращающимся аппаратам. Впервые такой аппарат был создан в 1933 г. артистами В. и М. Волгиными, которые исполняли гимнастику на бамбуке, прикрепленном к хвостовой части торпеды, подвешенной под куполом цирка и вращающейся вокруг своей вертикальной оси. Такая динамичная форма выступления на бамбуке быстро завоевала популярность в цирке. Советские артисты создали немало оригинальных вариантов вращающейся подвесной аппаратуры. Вслед за торпедой появилась сигарообразная ракета с двумя бамбуками по концам. Упражнения исполнялись одновременно на двух бамбуках двумя парами гимнастов (группа под руководством Д. Зементова). В другом номере бамбук прикреплялся к модели спутника (Л. Ионова и Г. Резников). Артисты П. Чернега и С. Разумов несколько изменили форму бамбука, придав ему вид стрелы, вращающейся по кругу.

    На вращающуюся аппаратуру была перенесена и гимнастика на рамке. Рамку прикрепляли под фюзеляжем небольшой модели летающего по кругу самолета (Е. и А. Бараненко и А. Тряпицын) или под ракетой, которая выезжала из-за кулис, плавно поднималась вверх с помощью троса и лебедки и летала над манежем (Е. Синьковская и В. Лисин). Рамка укреплялась и внутри большого металлического шара, который по кругу вращался над манежем. Шар раскрывался, и артисты, находившиеся на рамке, демонстрировали гимнастические упражнения (Е. Лебединская и П. Щетинин). Центробежная сила, развивающаяся при вращении аппарата, конечно, усложняет работу гимнастов, но и придает ей эффектность. Вот некоторые трюки, выполненные на вращающемся аппарате артистами П. Чернегой и С. Разумовым: закрепив ногу в петле на бамбуке, ловитор держит в зубнике две веревки с петлями на концах, на которых партнерша фиксирует шпагат, как на гимнастических кольцах, затем неожиданно "обрывается" и повисает на одной ноге; в другом трюке ловитор, вися на руках, держит партнершу, зацепившуюся носками за его носки; еще трюк: в руках у ловитора две короткие петли, ухватившись за которые партнерша выполняет в темп маховые выкруты между рук (кабриоли). В финале номера артисты демонстрировали "обрывы" с помощью штрабатов. Конечно, такие трюки доступны лишь мастерам высокого класса.

    Литература:
    3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

    Кировский цирк

    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк
    кировский цирк