Клоуны-дрессировщики


Еще скоморохи широко использовали в своих представлениях обученных медведей, коз, собак, петухов и гусей. Эту зрелищную форму можно считать прообразом клоунады, которая строится на участии в ней дрессированных животных. Клоун, по меткому определению А. В. Луначарского, "окруженный послушными животными, сыплющий остроумные шутки, - прекрасное эстетическое явление". В русском цирке клоунада с использованием дрессированных животных особенно ярко была представлена в творчестве знаменитых Анатолия Леонидовича и Владимира Леонидовича Дуровых. Они смело и дерзко, не боясь гонений и наказаний, несли с арены политически острое слово. В своих выступлениях Дуровы, обходя преграды полицейской цензуры, исполняли шутки, монологи, куплеты, бичующие царский строй и его чиновников. Братья Дуровы были новаторами в области клоунады с использованием дрессированных животных. Лучшие традиции знаменитых клоунов, сатирическая направленность их выступлений оказали большое влияние на развитие этой разновидности клоунады. Последователи славных дуровских традиций, известные клоуны-дрессировщики С. Шафрик, М. Золло, Г. Заставников, А. Цхомелидзе, создали развернутые сюжетные представления с участием костюмированных животных и соответствующими декорациями. У С. Шафрика, например, это была интермедия "Заговор императрицы", у М. Золло "Похороны Распутина", у Г. Заставникова пародия на Ансамбль цыганской песни и пляски, сделанная с хорошим вкусом и юмором. Пародии и интермедии, в которых все роли исполняют животные, возможны в тех номерах, где достигнут высокий класс дрессировки, а сам дрессировщик - хороший клоун. В современном цирке дрессированные животные используются и в маленьких трюковых шутках и в злободневных пантомимах. Петух и гуси, свиньи и собаки и в наши дни являются обычными партнерами клоуна-дрессировщика. Разыгрывая несложные сценки, клоун старается показать животное в забавных обстоятельствах, продемонстрировать его мнимую сообразительность. Вот клоун с шамбриером в руках вывел на манеж группу собачек, искусно замаскированных под игрушечных лошадей. На них сбруя и султаны, как у настоящих цирковых коней. Пародия на конное табло всегда вызывает веселую реакцию зрительного зала.

До сих пор в цирке очень популярна сценка, в которой собачка, "не подающая признаков жизни", моментально вскакивает, как только появляется фургончик с красным крестом-"скорая помощь", - и быстро прыгает в него.

Клоунские выступления с дрессированными животными часто строятся на игровых репризах, на разговорах клоуна с его подопечными, причем животные якобы хорошо понимают артиста. Сам же клоун с детской наивностью "верит" в осмысленные поступки животных, в их сознательное поведение, в то, что они "догадываются", как его обмануть, как выйти из затруднения или поставить дрессировщика в комическое положение. Например, собачка посажена клоуном на привязь. Как только он уходит на некоторое время с манежа, собачка сама снимает с себя ошейник (он специально сделан свободным), подбегает к бочонку, переворачивает его, выпускает другую собачку, посаженную туда за провинность, и, возвратившись на свое место, снова надевает ошейник, просовывая в него голову. Вернувшийся на манеж клоун недоумевает: кто бы мог выпустить пленницу, если на манеже никого нет, а другая собачка на привязи? Так начинается популярная игровая сцепка, в которой клоун, в конце концов, уличает собачку в ее проделках.

Клоуны-дрессировщики выступают не только с небольшими сценками, но и с сюжетными постановками.

В качестве примера приведем комический номер "В классе". За партами, установленными на манеже, чинно восседают ученики - собачки. Одна из них в роли дежурной. Проверив, вытерта ли классная доска, не забыт ли глобус, она садится на место. Один нерадивый ученик - Бабай, - встрепанный, лохматый, смешной, опаздывает. Входит учитель (клоун Н. Ермаков), пишет на доске пример на вычитание. Отвечает ученик по кличке Мальчик. Он добросовестно пролаял результат арифметического действия и, получив одобрение учителя, сел на место. А Шарик, вызванный к доске, молчит. Он урока не знает. И лентяй Бабай тоже не готов к уроку: когда его вызывают к доске, он прячется под парту. Типичный двоечник! Дежурный после каждого выхода ученика к доске старательно вытирает ее лапами.

Интересно сделана оценка такого же плана "На приеме у доктора Айболита". Клоун-дрессировщик в облике доктора (артист Александр Попов) лечит пациентов, прописывая им процедуры и лекарства. Выздоровевшие животные весело исполняют различные элементы дрессировки.

Клоун-дрессировщик использует и сатирический репертуар. Вспомним нашумевшую в дни Великой Отечественной войны сценку "Речь Геббельса", исполненную собакой Карандаша.

Многие комические сценки с животными давно уже перестали быть привилегией клоунов-дрессировщиков - они вошли в репертуар и тех исполнителей, которые не прибегают к клоунскому образу. В заключение следовало бы отметить, что этот богатый юмористическими и сатирическими возможностями традиционный вид клоунады последнее время мало прогрессирует.

Ш а м б р и е р (от франц. "chambriere" - манежный бич) - длинный хлыст, применяемый в номерах с дрессированными животными.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк