Музыкальная эксцентрика


В музыкальной эксцентрике в отличие от музыкальной клоунады исполнитель приближен к бытовому персонажу: иногда это чудаковатый старичок, иногда флегматик со скрипкой в руках. Пародируя знаменитого скрипача, эдакого убеленного сединой маэстро, напыщенно важной походкой выходил на публику эксцентрик Н. Тамарин. Он готовится к "сольному концерту". Долгий взгляд в зрительный зал, надменный кивок пианисту - и концерт начался. Важно и самозабвенно водит артист смычком по струнам (звуки скрипки имитируются с помощью специального пищика). Войдя в раж и не замечая, как скрипка в его руках разваливается (отвалилась дека, от смычка оторвался волос и т. д.), он продолжает играть даже тогда, когда от скрипки остается только гриф. Другой музыкальный эксцентрик, А. Ирманов, тоже входит в комический конфликт со своим инструментом скрипкой и, в конце концов, выходит победителем, извлекая мелодию из оборванной струны. Поступки эксцентрика не соответствуют поведению музыканта, а его обращение с инструментом служит источником комического. Прежде чем зритель услышит отлично сыгранную мелодию, артист продемонстрирует с инструментом ряд смешных моментов. Музыкальные эксцентрики в отличие от музыкальных клоунов редко прибегают к слову, предпочитая эксцентрико-пантомимические действия и музицирование.

Известен в цирке и такой эксцентрический прием - объяснение на музыкальных пуговицах. На клоунские костюмы нашиваются пуговицы-помпоны, в которых спрятаны настроенные по тону голоса. Артисты ведут музыкальный диалог, нажимая на пуговицы-помпоны (В. и А. Макеевы).

И еще один пример органичного сочетания эксцентричных образов с эксцентричным действием. На манеже чудаковатый, смешной старичок музыкант и строгая, серьезная пианистка. Отличный контраст! Старичок играет на трубе. Вдруг сфальшивил и сразу остановился. Он смущен, громко чихает, отчего ноты падают с пюпитра и сами "убегают" за кулисы, труба разваливается на части. Музыкант берется за тромбон, но цепляется им за брюки и никак не может совладать с инструментом. Раздосадованная пианистка отбирает у него тромбон и отлично исполняет на нем "Чардаш" К. Монти. Отношения между персонажами обострились. Следует ряд эксцентрических трюковых действий: из тромбона на музыканта льется вода, из трубы раздается выстрел в пианистку и т. п. А когда в финале номера артисты быстро снимают с себя костюмы, то зрители, к удивлению, видят, что в роли старого смешного музыканта была молодая женщина, а роль пианистки исполнял мужчина (Е. Амвросьева и Г. Шахнин). Музыкально-эксцентрические номера, строящиеся на сюжетной линии, на наш взгляд, особенно интересны.

Существуют и номера, в которых артисты демонстрируют только трюковую игру. Например, двое исполнителей играют в пинг-понг, но необычными ракетками - каждая сторона ракеток имеет металлическую пластинку, подобранную на определенную ноту. Удары ракетками по мячу то одной, то другой стороной позволяют исполнять несложную мелодию (артисты Морозовские). Или - артист играет одновременно на двух концертино, держа по одному в каждой руке. Задача его сводится к тому, чтобы грамотно исполнять в трюковом положении музыкальное произведение и демонстрировать виртуозное владение инструментами.

Интересные трюки показывали артисты Петровы. Они катались на звучащих роликах и перебрасывали друг другу музыкальные кольца наподобие игры в серсо. Музыкальные звуки, которые при движении издают ролики и кольца, складываются в мелодию. Артисты Г. и А. Евтушенко извлекали мелодию из ступенек специальной лесенки, в которую были вмонтированы музыкальные голоса. Инструменты в номерах музыкальной эксцентрики и музыкальной клоунады могут быть использованы в любой комической ситуации. Артисты могут обращаться с ними как угодно, но профессиональное исполнение мелодии на них является непременным завершением любой игровой сценки. В конечном итоге все трюковые элементы подчинены основной задаче - исполнению какого-либо музыкального фрагмента. В настоящее время в музыкальных цирковых номерах предпочтение отдается джазовым инструментам - саксофонам и аккордеонам, а эксцентрические инструменты используются все реже и реже. Новые оригинальные инструменты, а также умелое сочетание эксцентрических и оркестровых инструментов несомненно обогатят номера этого жанра.

Несколько слов о музыкальном репертуаре. Оркестровые инструменты - скрипка, кларнет, труба, саксофон, аккордеон - не ограничивают исполнителей в выборе произведений и тональности. А вот эксцентрические инструменты имеют весьма ограниченный диапазон и, следовательно, требуют подбора специального репертуара. В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что основой успеха номеров этого типа является комедийно одаренный артист, профессионально владеющий инструментами.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк