Буффонадная клоунада


Слово "буффонада" произошло от итальянского "buffonata" - шутка, паясничанье. Как художественный прием буффонада была известна еще со времен древнегреческого театра. Она фигурировала в выступлениях шутов в эпоху средневековья и Возрождения, в постановках итальянского театра масок (комедия дель арте). Позаимствовав этот прием, цирк придал ему свою специфическую форму. Игровая буффонадная сценка - антре (от франц. "entree" - вход, вступление) имеет завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. С такой комической сценкой клоуны выходят на манеж как с самостоятельным номером. В цирковой буффонаде внешние черты клоуна, его действия и бутафория обязательно резко преувеличены, утрированы.

Термин "буффонада" принят во всех цирках мира как условное определение характера исполняемой клоунады. Буффонадная клоунада породила и актерское амплуа - клоун-буфф.

Приемы буффонады свойственны любой форме циркового комического выступления, но в буффонадной клоунаде они являются главными. Основные персонажи здесь - Белый и Рыжий клоуны, традиционные образы цирка. Белый - резонер, Рыжий - комик. Белый одет в красивый, элегантный, расшитый блестками костюм, на голове - белый остроконечный колпак. У него набеленное лицо, красные губы, вздернутые вверх брови. Маска Белого клоуна пришла в цирк из народных фарсов и ярмарочных балаганов. Прообразом Белого был белолицый паяц Пьеро. Рыжий - полная противоположность Белому. На нем мешковатый костюм, большие ботинки и обязательно рыжий парик с поднимающимися волосами. У Рыжего неуклюжая походка, смешные, неловкие манеры.

Названия Белый и Рыжий определяют не только внешнее обличье, но и роль. Облик Белого как бы подчеркивает его превосходство над Рыжим. У него хорошая дикция, он умело владеет голосом. Суждения Белого безапелляционны, а действия - разумны и логичны. Белый недоумевает по поводу нелепых поступков партнера. Иногда полагают, что роль Белого клоуна сводится к умению подавать реплики партнеру, подыгрывать ему, а главный здесь - Рыжий. Это неверно. "Белый клоун - это атлант, поддерживающий своими плечами сложное сооружение клоунады. Парадоксально, но Рыжий приковывает к себе внимание, а Белый. Умело направленными репликами, интонацией, жестами - всем своим поведением - он незаметно сосредоточивает все внимание зрители на своем партнере - Рыжем". А вот как оценивает роль Белого знаменитый Рыжий - Эйжен (Пилат): "Без хорошего Белого Рыжий не существует". Рыжий всегда "глуп", он совершает поступки, кажущиеся лишенными здравого смысла, всегда мешает Белому, все делает неуклюже и невпопад. Но на самом деле Рыжий себе на уме, и симпатии зрителя больше на его стороне. Над ним смеются и ему сочувствуют, когда он попадает в нелепые положения. Он по-детски наивен в своих поступках и тугодумом лишь прикидывается, чтобы потом обмануть, перехитрить Белого. Эта черта народного юмора делает Рыжего схожим со сказочным Иванушкой-дурачком.

Контраст между Белым и Рыжим лежит в основе их взаимоотношений. На этом строится и конфликт, заложенный в сценках и репризах, исполняемых ими. (Взаимозависимость партнеров настолько велика, что ошибка или неудача одного сводит на нет усилия другого.) Осмеяние глупости, напыщенности, фанфаронства, алчности и других человеческих пороков - основная цель буффонадных клоунов. Смеясь как бы над собой, клоуны высмеивают недостатки, осуждая не людей, а их пороки. От исполнителей буффонадной клоунады требуется подлинное актерское мастерство. Нелишне напомнить, что многие старые русские клоуны обладали отличной дикцией. Их было слышно в любом уголке цирка. Опытные клоуны всегда учитывают условия круглого зрительного зала цирка и никогда надолго не задерживаются спиной к одному сектору. Они постоянно находятся в движении, непрерывно общаются с партнером и всегда пребывают в контакте со зрительным залом.

Буффонадная клоунада интересна тогда, когда весь текстовой материал органически увязан с действием. Если клоунада насыщена словом и ограничена в действиях, она не будет доходчива. Текст в клоунаде должен быть кратким - это лишь вспомогательный фактор, а основа - действие, трюки, именно они помогают раскрыть содержание клоунады, взаимоотношения клоунов и их характеры. Таким образом строятся все буффонадные клоунады - как классические, известные во всех цирках мира, так и современные.

Выступление буффонадных клоунов в программе ограничено десятью - пятнадцатью минутами. Это обстоятельство требует от артистов предельной лаконичности, умения находить те выразительные средства, которые помогут им наиболее ярко проявить характеры персонажей и в то же время четко провести драматургическую линию клоунады - завязку, развитие действия, завершение.

Многие старые буффонадные антре до сих пор пользуются успехом именно потому, что они насыщены действием, построены на определенном конфликте. И не случайно некоторые клоунады из классического репертуара, переделанные, осовремененные, прочтенные сегодняшними глазами, вновь звучат в клоунском репертуаре. Значение буффонадной клоунады было определено А. В. Луначарским еще в начальном периоде становления советского цирка: "Вторым элементом цирка является тот род комического, который переходит в фарс, шарж, буффонаду". Сохраняя классические основы жанра, традиционные образы и приемы исполнения, наши лучшие клоуны сумели проявить те черты в своих персонажах, которые способствовали созданию интересных, лишенных пошлости, осмысленных буффонадных антре. Артисты правильно поняли дух времени и значение клоунады в советском цирке, они отошли от шаблонных образов и устаревших приемов. Немало новых современных клоунад утвердилось в репертуаре именно потому, что в них сегодняшние злободневные темы решались средствами, специфичными для клоунады, ее проверенными в веках приемами.

Внешний облик буффонадных клоунов в нашем цирке несколько изменился. Теперь уже почти никто из исполнителей роли Белого не белит лицо. Да и Рыжий уже не тот. Изменился не только его внешний вид, но и характер. Теперь не встретишь Рыжего с причудливо размалеванным лицом. В его репертуаре нет грубых реприз и действий, унижающих человеческое достоинство. Исчезли из сценического поведения Рыжего черты откровенного кретинизма. Он стал жизнерадостным весельчаком, находчивым и остроумным. Но, к сожалению, в последние годы буффонадные клоуны все реже появляются перед зрителем. Существует мнение, что классические маски Белого и Рыжего неспособны, нести современную тематику. Но это утверждение надуманно. Шутовской наряд А. Л. и В. Л. Дуровых не мешал им выступать с острым сатирическим репертуаром против самодержавия, а клоунские костюмы и маски Виталия Лазаренко, Дмитрия Альперова, Николая, Петра и Лаврентия Лавровых и других клоунов не вступали в конфликт со злободневным репертуаром, который они несли с манежа. Такие клоуны, как Д. Альперов, М. Калядин, А. Бугров, С. Ротмистров, С. Крейн, Н. Лавров, С. Любимов, А. Дубино, Н. Костеренко и другие, доказали, что буффонадная клоунада имеет право на самостоятельное положение в советском цирке как одна из емких, жизнестойких форм древнего жанра. Не случайно буффонадную клоунаду в цирке называют классической.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк