Клоунада


Слово "клоун" произошло от латинского "colonus"- человек из простонародья.

Клоунада - цирковой жанр, основанный на выступлении артистов в комическом образе-маске с номерами, построенными на приёмах буффонады, эксцентрики, гротеска, пародии. Название клоунской сценки (утвердилось в практике отечественного цирка взамен ранее принятого - антре).

Как вид сценического искусства клоунада зародилась в 1700-е гг. на сцене лондонских комедийно-фарсовых театров: "Друри-Лейн", "Ковент-Гарден", "Сэд-лерс-Уэллс". Искусство клоунады нашло яркое воплощение в лице выдающихся театр, клоунов Дж. Гримальди (1778-1837) и Дж. Рича (1682-1761). Во Франции подобным образом повлиял на становление клоунады великий мим Ж. Б. Г. Дебюро (1796- 1846), выступавший в маске Пьеро на сцене популярного парижского театра "Фюнамбюль". В английской и французской клоунаде были выработаны основные комические формы.

Оформление клоунады как жанра началось в 1830-е гг. Этому способствовало появление амплуа Августа и клоунского дуэта.

В русском цирке истоки искусства клоунады в празднично-обрядовых народных гуляньях. Участники игрищ рядились в козьи и медвежьи шкуры, нацепляли мочальные бороды и усы из соломы, вымазывали сажей лицо, часто пользовались масками (по-тогдашнему - личинами или харями), комически изображали леших, чертей. Зачатки клоунады присутствовали также в комических диалогах, исполняемых в хороводах и на свадьбах. Искусство русской клоунады связано и с кукольным театром, в частности, с Петрушкой, с лубочными картинками, с ёрническими прибаутками, сатирическими сказками. Повлияли на развитие жанра клоунады различного рода шпильманы (обобщённое название наезжавших с Запада артистов). Русские актёры-комики перерабатывали комедийные приёмы шпильманов в национальные формы юмора. Среди многих факторов, которые воздействовали на развитие русской клоунады, доминировал опыт первых на Руси профессиональных актёров - скоморохов и в особенности потешников-балагуров, разыгрывавших небольшие сатирические пьески ("Ермак", "Царь Ирод" и т. п.). Даровитые комики встречались среди шутов при дворах государей и в домах знатных особ; некоторые из них впоследствии переходили на работу в театры народного фарса или в балаганы. В числе продолжателей скоморошьих традиций преобладали т. н. "дурацкие персоны" - исполнители комических ролей в старинных ярмарочно-площадных и балаганных представлениях, в спектаклях крепостных театров, в т. н. школьном театре (театр при духовных учебных заведениях в 1-й пол. 1700-х гг.). Широкое распространение в русских балаганах в середине 19 в. получили "арлекинады" род сценического искусства, в котором главным действующим лицом являлся Арлекин и другие персонажи комедии дель арте. Содержание пьес-арлекинад, густо "наперченных" комическими трюками, часто перекраивалось на русский лад.

В 1873 братья Никитины открыли первый русский цирк, в котором средний из братьев - Аким выступал как клоун в маске Ивана-дурака. Постепенно на манеже русского цирка утвердились два отличающихся друг от друга клоунских амплуа - Рыжий и Белый (оба названия русского происхождения, в западном цирке употребляются Август и Клоун).

Новый этап развития жанра связан с объединением Рыжих и Белых в целостный художественный организм - клоунский дуэт. Национальное своеобразие смеховых форм в клоунских дуэтах складывалось под влиянием стихии народного юмора, который несли в себе два персонажа, перенесенных с подмостков балагана на цирковую арену, - глуповатый, самодовольный барин (иногда генеральша или купчиха) и слуга - плут и хитрец, постоянно затевавший комические перебранки.

Клоунада русского цирка развивалась в основном не в сфере чистой развлекательности, а делая упор на сатирической традиции скоморохов и шутов. Критическая направленность наибольшую силу получила в творчестве А. Л. Дурова, С. Альперова, дуэта Бим-Бом.

Начиная с периода огосударствления цирков (1919), клоуны получили директивную установку "стать публицистами", прибыть "на станцию идейной клоунады". В 1925 ЦУГЦ объявил конкурс на "революционное антре для клоунов", что способствовало приходу в цирк литераторов Е. Адуева, А. Арго, В. Лебедева-Кумача, Н. Эрдмана и др. В 1926 была создана опытная мастерская циркового искусства, в задачу которой входила "подготовка кадров... преимущественно в области разговорного жанра, разработка клоунского репертуара". В 1920-30-х гг. под воздействием критики в прессе и, в особенности, худ.полит.совета, созданного ЦУГЦ в 1927 г., с арены цирка стала исчезать буффонадная клоунада. Клоуны отказались от гротескового грима, рыжих париков и прочей буффонадной атрибутики. В этот период некоторые клоуны в поисках новых форм обратились к маскам популярных кинокомиков - Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона. В начале 1930-х гг. на манеже Ленинградского цирка произошло рождение нового типа клоуна. Артист П. Алексеев, прежде выступавший в маске Ч. Чаплина, создал реалистическую маску - комическую фигуру бухгалтера с портфелем под мышкой. Затем М. Румянцев выстроил оригинальный образ Карандаша. Их творческие находки стали этапом в истории жанра клоунады. На манеже обосновался клоун под лёгким гримом, почти в жизненном костюме либо в стилизованном рабочем комбинезоне. В содержании преобладала агитационная тематика и сатирические сюжеты в форме реприз, скетчей, фельетонов. Работали в этой области В. Лазаренко, Д. Альперов, М. Калядин, братья Таити. Даже такие артисты, как Н. Антонов и В. Бартенев, Дж. Демаш и Г. Мозель, долгие годы специализировавшиеся на исполнении абстрактно-комических сюжетов, стали включать в репертуар элементы сатиры. Особое развитие сатирическая направленность в клоунаде получила во время войны. Репризы с антифашистской тематикой выстраивались в стилистике политического плаката.

В 1950-х гг. многие ковёрные клоуны выдвинулись на первый план, их выступления стали стержнем цирковой программы.

С 1955 ГУЦИ возобновило работу отделения клоунады и музыкальной эксцентрики. В числе первых выпускников - А. Николаев, В. Костеренко, А. Смыков, Л. Енгибаров, Г. Маковский и Г. Ротман, принёсшие на арену новые комедийные решения и приёмы.

Устремлённость к более полному самовыражению привела ведущих клоунов к созданию тематических спектаклей. Первым стартовал Попов спектаклем "Лечение смехом"; героем спектакля "Причуды клоуна" стал Енгибаров, Николаев - "Я работаю клоуном", А. Марчевский - "Здравствуй, клоун!", Ю. Куклачёв - "Город Мир". Однако дальнейшего развития форма тематических спектаклей не получила.

В 1990-е гг. появилась новая плеяда клоунов, выпускников ГУЦЭИ и клоунских студий. В подавляющем большинстве это клоуны-мимы. Наблюдается тенденция возврата к традиционной фигуре клоуна-буфф, к причудливым гриму и костюму. В этой манере работают Мик и Мак, Шелковниковы, "Группа "А"", Долли и Домино. Среди нового поколения есть и те, кто остался верным реалистической клоунаде. В их числе А. Голота и Ю. Терёшкин, В. Александров и А. Соколов, В. Мусин, С. Маргулян, А. Жигалов.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк