Джигитовка


Самый динамичный в цирке вид наездничества. Джигит (от тюркск.) - искусный наездник. В основе джигитовки - конноспортивное искусство верховой езды, свойственное народам Кавказа, Средней Азии, русским казакам, у которых конные игры с незапамятных времен были неотъемлемой частью народных увеселений.

Профессиональная джигитовка родилась в русском цирке. Как вид циркового зрелища джигитовка вначале включалась отдельными фрагментами в пантомимы. Самостоятельно она утвердилась в 80 - 90-х гг. 19 столетия. На манеже джигитовка обогатилась такими трюками и приемами, каких не могло быть в конноспортивных играх народных праздников. В цирке джигитовка исполняется под бравурную национальную музыку лихо, темпераментно, зажигательно. Артисты, как правило, выступают в национальных костюмах. Для джигитовки применяется мягкое седло с различными приспособлениями в виде ременных петель для ног и рук. Такие петли необходимы при демонстрации многих трюков.

В этом виде циркового наездничества выступали не только джигиты или казаки. Например, знаменитый Вильямс Труцци, сестры Лапиадо, Т. Маншилина, Н. Никитин (младший), Д. Скоробогатова, В. Иванов и другие отлично исполняли джигитовку. В старом цирке с номером джигитовки выступал наездник-солист. С 20-х гг. нынешнего столетия джигитовку демонстрируют на манеже только в групповом исполнении, поскольку это позволяет чередоваться артистам, динамично менять трюки, а также осуществлять целые конные постановки.

При групповом исполнении количество участников и лошадей бывает от четырех и больше. При этом некоторые трюки исполняются на одной лошади двумя и даже тремя наездниками. Многие сложные трюки приняты теперь и в спортивной джигитовке. Исполнение некоторых сложных трюков доступно лишь наиболее талантливым и хорошо подготовленным джигитам. К таким трюкам относятся: пролезание с завязанными глазами под животом скачущей лошади; фиксирование горизонтального положения туловища под животом лошади; полный и одновременный оборот вокруг корпуса лошади двух наездников; обороты с завязанными глазами вокруг шеи лошади (вертушка); из положения поперек седла полный оборот на 360 градусов в сидячее положение (крутка); одновременный прыжок через препятствие двух лошадей со стоящим на них наездником. Высокий уровень джигитовки в нашем цирке в значительной степени достигнут благодаря таким прославленным мастерам, как Алибек Кантемиров и Михаил Туганов. Они усовершенствовали технику джигитовки, обогатили ее многими трудными и оригинальными трюками, которые до них в цирке никем не исполнялись. Большие успехи в области джигитовки связаны с именем многократного чемпиона Советского Союза по конному спорту Ирбека Кантемирова, исполнившего труднейшие конные трюки в популярных кинофильмах "Смелые люди", "Иван Франко", "Атаман Корд", "Лично известен" и др.

Кроме трюковой езды в наших программах были показаны конные тематические постановки, например "Конные игры народов СССР" в исполнении Кантемировых, использовавших фрагменты древних состязаний осетин на лошадях, киргизскую игру "Одарыш", грузинскую "Цхен-бурты" и др. Постановки, осуществленные М. Тугановым, - "В горах Кавказа", "Джигиты Северной Осетии", "Иристон", "Донские казаки" - содержали картинки быта старого и нового Кавказа, демонстрировали лихую езду, погони, стрельбу на скаку, включали игровые сценки типа "раненой лошади", темпераментные национальные танцы. Сохранив свои самобытные национальные черты, джигитовка в цирке обрела новые формы, новые трюки и новые постановочные решения.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк