Прыжки на батуте


Батут (от итал. "battuta" - подача) - снаряд, применяемый как подкидывающее устройство для выполнения фигурных прыжков в высоту.

Впервые такие прыжки были показаны в России в 1917 г. артистами Бальцерс. Существует несколько типов этого снаряда. Простейший из них представляет собой сетку из прочной тесьмы, растянутую с помощью резиновых амортизаторов внутри металлической рамы (круглой или квадратной), установленной на ножках, подобно столу. Отсюда и рабочее название снаряда - стол-батут. Более сложная конструкция - батут-дорожка. Она натягивается по диаметру манежа от барьера к барьеру с помощью блоков и тросов и поддерживается металлическими подставками. Используют такую дорожку чаще всего в сочетании с другими снарядами: с турниками, рамками, всевозможной формы мостиками.

Батут создает неограниченные возможности для демонстрации разнообразных прыжков, почему он получил широкое распространение не только в цирке, но с недавних пор и в спорте. Изменением длины толщины амортизаторов и степени их натяжения можно добиться нужного броска - резкого и короткого либо плавного и мягкого - в зависимости от характера номера. Батут используют и в сочетании с вольтижной акробатикой, эквилибристикой, гимнастикой и т. п. Серия различных прыжков, объединенных в целую комбинацию и следующих, в точном ритме и с определенным чередованием, создает красивое зрелище: акробат как бы парит в воздухе. На взлетах его тренированное тело обретает особую пластическую выразительность.

Большое оживление вносят в номера на батуте комики. Их забавные действия, мнимая неуклюжесть в сочетании с мастерскими перелетами и прыжками обогащают номер, расцвечивают его юмором. Расскажем о некоторых номерах с батутом, показанных советскими исполнителями в разное время.

Артисты Цасгей (С. Царев, А. Недосугова, В. Зимин) использовали батут только для акробатических прыжков. У одного конца батута-дорожки устанавливался мостик высотой 4,5 м, с которого артисты прыгали на батут, а после выполнения серии прыжков - обратно на мостик.

Артисты Брайтонс (К. Понукалин, М. Скворцов) демонстрировали с помощью батута парную акробатику. Отталкиваясь от батута, замаскированного в соответствии с сюжетом номера под биллиардный стол, верхний приходил к нижнему в стойку на руках - руки в руки и на голове - голова в голову.

Труппа Амос (А. Бараненко, Р. Ширман, Л. Тряпицып) разнообразила работу на батуте введением в номер так называемой ловиторки.

Небольшая рамка, применяемая в гимнастике, подвешивалась неподвижно к куполу на определенной высоте над батутом с одной его стороны, с другой - устанавливался мостик. Один из участников номера - ловитор - повисал на рамке на подколенках и поочередно ловил в руки партнеров после того, как они исполняли различные прыжки на батуте. Выполнив в руках ловитора (в каче) какой-либо трюк - переднее сальто в руках, гладкий пируэт или курбет, артист прыгал на батут для демонстрации новой серии прыжков, после чего возвращался на мостик.

Труппа под руководством И. Чижевского ввела в композицию номера две ловиторки, подвешенные с обоих концов батута-дорожки. Сочетание перелетов от ловитора к ловитору с выполнением прыжков на батуте значительно расширило трюковые возможности номера. А группа Хоменко соединила работу на батуте с вольтижной и плечевой акробатикой. Очень интересна финальная комбинация этого номера. Двое верхних поочередно исполняли заднее сальто с батута на плечи к нижним, в темп от нижних - обратно на батут и вновь, в темп, - на плечи нижних. При этом нижние, принимая верхних на плечи, двигались вокруг батута.

Зрелищно выигрышно соединение прыжков на батуте с упражнениями на параллельных брусьях в номере артистов Салминых.. Нижние, лежа на антиподных подушках, возвышающихся по краям стола-батута, удерживают на ногах брусья, на которые прыгают верхние, подброшенные сеткой, и выполняют различные трюки, демонстрируемые на этом снаряде.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк