Акробатика с подкидной доской


Акробатика с подкидной доской. Подкидная доска является одним из простейших подкидывающих устройств. Это несколько деревянных реек (обычно шесть), скрепленных между собой параллельно, на некотором расстоянии друг от друга. Длина реек - 280 см, ширина-6 см, толщина - не менее 3 см. Серединой доска крепится к шарнирной оси, которая опирается на металлическую стойку (высотой до 50 см). Действует подкидная доска по закону рычага: на один из ее концов встает акробат-верхний, на другой, приподнятый, прыгает с высоты партнер, отбивая доску. От удара, усиленного весом отбивающего, конец рычага резко поднимается и подбрасывает акробата вверх.

Подкидная доска в акробатике стала применяться в начале нашего века. Впервые упражнения с подкидной доской демонстрировались в 1903 г. в Праге артистами Вотперт, а в России - в 1906 г. (Петербург, цирк Чинизелли) труппой Геральдос. За короткое время подкидная доска завоевала большую популярность и стала одним из наиболее распространенных подкидывающих снарядов. Этому способствовали портативность (доску легко перемещать по манежу соответственно трюковым задачам), простота устройства и безотказность действия, позволяющие артистам выполнять многочисленные оригинальные трюки. но главным, конечно, оказалось то, что подкидная доска с одного удара обеспечивает взлет акробата на значительную высоту. Это особенно важно в групповом номере. Ведь именно с помощью подкидной доски верхний может исполнить заднее сальто, приходя пятым на колонну из четырех или на плечи партнера, стоящего на вершине перша, балансируемого нижним.

В основном подкидная доска используется в сочетании с плечевой акробатикой.

Существует три способа, которыми пользуются акробаты для отбивания доски: прыжок с плеч партнера, с высокой тумбы (нередко для увеличения ударной силы прыгают одновременно двое), с разбегу (отбивающий прыгает на конец подкидной доски, оттолкнувшись от ее середины). В последнем случае, чтобы достичь наибольшей ударной силы, подкидную доску иногда отбивают одновременно двое акробатов, забегая на нее с обеих сторон. В зависимости от трюка выбирается тот или иной способ отбивания доски. Обычно в работе используют все три способа.

Приведем примеры наиболее результативных трюков, выполненных с помощью подкидной доски.

Тройное заднее сальто на плечи к нижнему. Этот труднейший трюк исполнялся труппой под руководством Шескина (Бено) и до сих пор никем не повторен.

Заднее сальто, выполненное одновременно двумя верхними, стоящими один на плечах другого. При этом один из верхних приходит на полуколонну, а другой - на плечи нижнего (труппа под руководством Л. Ольховикова-Океанос).

Двойное заднее сальто с приходом на колонну из трех (И. Девяткин, труппа под руководством В. Белякова, позже - Н. Голубушкин, труппа под руководством Ю. Канагина). Заднее сальто с приходом на колонну из четырех И. Девяткин.

Тройное заднее сальто с пируэтом на манеж (В. Довейко). Тройное заднее сальто с пируэтом на колонну и двойное заднее сальто с двумя пируэтами (В. Федосеев, труппа под руководством А. Бондарева). Заднее сальто с подкидной доски на ходулях (в том числе и на одной).

Такой трюк, предложенный автором этих строк в 1944 г ими впервые исполнен А. Саженевым. В настоящее время этот трюк демонстрируют и другие артисты в различных вариантах причем делают не только одинарное, но и двойное заднее сальто и даже сальто с пируэтом и сальто с приходом на плечи к нижнему.

Несколько сложных трюков с подкидной доской и першем показал артист С. Кожевников. Он поочередно балансировал различные перши (поясной, лобовой, зубной и плечевой), на вершине которых находился партнер (а в иных трюках и два). На такую высоту верхний исполнял заднее сальто с подкидной доски, приходя на плечи среднего. Особенно сложными были трюки с зубными першами и подкидными досками.

Не менее сложные трюки демонстрировались артистами Павловыми. Один из участников номера, подброшенный подкидной доской, выполнял заднее сальто с пируэтом и "приземлялся" на площадку поясного перша, а на плечи к нему приходил верхний после сальто с подкидной доски. В репертуаре Павловых был и такой уникальный трюк: стоя на вершине поясного перша, акробат ловил на плечи партнера, а тот, в свою очередь, - еще одного, образуя, таким образом, на перше колонну из трех человек.

Долгое время в номерах этого плана применялась лишь одна подкидная доска. В 1927 г. труппа Океанос - Л. Ольховикова ввела в композицию номера три, а впоследствии даже пять подкидных досок. Варьируя их расположение на манеже, артисты исполняли множество самых разных сложных и оригинальных трюков. С тех пор использование в номере нескольких досок стало общепринятым, что значительно расширило трюковый репертуар. Например, верхний отходит задним сальто с одной доски и отбивает поднятый конец второй, подбрасывая таким образом стоящего там партнера, который, в свою очередь, отбивает третью доску, помогая взлететь партнеру, завершающему эту сложную комбинацию сальто с приходом на плечи к нижнему.

Подкидные доски располагают на манеже параллельно, гуськом, перпендикулярно, под углом друг к другу, что позволяет исполнять сальто в самых различных конфигурациях.

Работа на подкидных досках сочетается с другими разновидностями акробатики, например с прыжками на батуте. Использование двух разных подкидывающих устройств усиливает трюковую и зрелищную стороны номера. Впервые сочетание подкидной доски с батутом показала труппа под руководством Е. Самолетова. Артисты исполняли различные сальто с подкидной доски на батут, с батута - на колонну и т. д. В группе под руководством А. Хабарова соединили прыжки с подкидной доски и балансирование на шаре. Верхний с подкидной доски, выполнив заднее сальто, венчает колонну на шаре. Приведенные примеры показывают неисчерпаемые возможности применения этого приспособления.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

Кировский цирк

кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк
кировский цирк