Сейчас уже трудно установить, когда же в Вятку приехал на гастроли первый цирк,  местный правительственный орган печати таким событиям предпочитал не уделять внимания. Но и в первой, официально издававшейся газете «Вятские губернские ведомости», в майском номере  за  1868 год,  всё же можно найти редкие сведенья о Аллея Александровского сада, открытка нач. ХХ века. изд. А.В Сунцоварасположившимся в Александровском саду цирке. И только с появлением в городе первой частной газеты «Вятский край», а позже и других газет, писать о цирке стали значительно чаще и больше.

Приезд первых цирков в город, как правило, был в диковинку для вятской публики.С первыми образцами цирковых номеров, простому городскому обывателю и вятским крестьянам можно было познакомиться на проводившихся городских ярмарках (Великорецкой, Семеновской), на местном празднике «Вятской свистуньи», и на массовых гуляньях проводившихся на масленичную и пасхальную недели в балаганах. Это было и привычнее и
доступнее в материальном плане развлечения. В отличие от цирка балаган представлял собою прямоугольное в плане деревянное сооружение, высоким балконом для выступления артистов программы, этот помост назывался раусом. Сам балаган был, как правило, украшали флажками, картинками, рекламными сценками. Так как большинство посетителей гулянья были неграмотны, эти рекламные плакаты хорошо помогали разобраться содержанием представления. На раусе или рядом располагался и небольшой духовой оркестр, громкой музыкой завлекавшей посетителей ярмарки. Часто перед входом в балаган можно было встретить шарманщика или гармониста.

Внутри балагана устраивалась сцена, на кольцах вешался занавес красного цвета, и обустраивался зрительный зал. Представления были короткие от 20 до 40 минут, и в день могли дать до 10-12 представлений. Наиболее благополучными считались зимние ярмарки, приезжих было много, ближайшие трактиры быстро наполнялись, а в большинстве балаганов хозяева не возбраняли приходить со своей выпивкой. Тут же между рядов ходили торговки с  продуктами, предлагая выпечку, орехи, семечки и прочую снедь.  Но самой заметной фигурой в любом балагане,
конечно, был дед зазывала, от его усердия зависела дневная выручка. Не случайно самые опытные деды закликалы очень ценились хозяевами, которые часто переманивали друг у друга лучших балагуров.  Таким «дедом» мог стать и местный крестьянин наряженный стариком, в сером кафтане, с длинными волосами и бородой из пеньки. Стоя на балконе  рассыпая бесконечные остроты, развлекая публику, звоня в колокольчик приглашая ее в кассу, приговаривая «сейчас представление начинается»…  В зависимости от состояния владельца зал мог быть и очень простой, с рядами грубых скамеек расположенными на одном уровне, и более сложный по конструкции, с высокой галереей, где представления смотрели только стоя, и зрительным залом с различно установленными по высоте скамейками. Попасть на такую галерею можно было только по отдельной лестнице, ведущей наверх. Если свободных мест не хватало, можно было приходить со своими стульями. От близости ряда к сцене зависела и цена билетов.

Тогдашняя цензура не позволяла хозяину заведения показывать номеров не указанных в афише,  поэтому  все расписывалось очень подробно, и только после получения разрешения от городских властей, можно было приступать к показу представлений.
Вот, например что сообщает нам одна из балаганных вятских афиш за апрель 1887 год.

С дозволения начальства,

большое разнообразное увеселительное механическое и кукольное представление.

Во вновь устроенном балагане

П О П Ы В А Н О В А.

В 4х отдалениях.

  • Разными фокусными представлениями
    1. Пропажа платка
    2. Волшебное письмо
    3. Игра 3-мя шариками на ленте.
    4. Растение цвета.
    5. Разорвание карты и превращение оной в целость.
    6. Из пустого ящика будут выходить несколько
      Американских свинок.
    7. Исчезновение монеты.
    8. Горящий огонь с вилки.
    9. Втыкание ножа в руку.
    10. Втыкание гвоздей 4х вершк.  в нос.
  • Балансирование в 5-ти действиях.
    1. Тремя стулами
    2. Тремя шпагами на шпиле.
    3. Змея вертящая с тарелкой.
    4. Топором и лестницей.
    5. Горящий тюрик бумаги.
  • Механические куклы в 10 действ.
    1. Игра Фридриха шариками.
    2. Игра карлика бочонком.
    3. Игра старика тарелками.
    4. Кучер с кухаркой.
    5. Танцевание барышней.
    6. Турецкий паша с муллой.
    7. Француз и его супруга.
    8. Вотяк и вотячка.
    9. Лакей с горничной.
    10. Танцевание кавалеров.
  • Отделение 4-е
    1. Шуточная игра Петрушкой.
    2. Увеселительные песни.
    3. Женитьба невесты.
    4. Покупка лошади.
    5. Лечение доктором Петрушки.
    6. Окончание неутомимой собачки.

  • ТАНЦЕВАНИЕ СОБАЧКИ В КУСТЮМЕ

    ЦЕНА ЗА ВХОД: 1 место- 30 коп., 2 место-25 коп., 3 место-15 коп., 4 место-10 коп. галерея-5 коп.


    Рядом с балаганами соблазняя публику, рядами выстраивались карусели, качели, панорамы, силомеры, тиры. Приезжали в Вятку и зверинцы, в которых можно было посмотреть не только животных, но и небольшие  цирковые номера. Такой вот передвижной зверинец, расположившийся на площади близ Александровского сада, описывает  в Площадь у Александровского сада г. Вятка № 22 Александровский сад, открытка нач. ХХ века. изд. А.В Сунцоваодин из майских дней начала ХХ века Вятский репортер, сообщая о дрессированном слоне  и большом театре обезьян. Кроме зверей в представлении участвовали эквилибрист и гимнасты.

    Особенной любовью и интересом пользовались карусели, ничем не уступая театру или цирку. Вот как описывает пасхальную неделю «Вятский край» в апреле 1897 года «В Вятку приехал цирк Приказчикова, народ  идет больше на карусель и цирк,  нежели в театр. Сбор за день театр 37 рублей, цирк 110, карусель 160.» Карусель была необычная, ее доставили из Москвы, она развлекала москвичей во время коронационных торжеств Николая II. В  первый день пасхи сбор составил 250 рублей. Карусель была разукрашена, вечерами освещалась целым рядом лампочек. При ней постоянно играла шарманка. (Карусель была установлена во дворе дома Лиханова на Преображенской  улице. совр. уг. улиц Энгельса и Ленина) В этом же году в Вятку приезжал японский придворный цирк, цирк Совальского, а в декабре приехал на гастроли цирк Первиль.

    В дальнейшем Вятку посещали цирки Савиных, Боровской,  Лар, А. Коромыслова, Васильямса Соболевского. Цирк Коромыслова хвалили за приятные впечатления, а самого хозяина за то, что он превосходный клоун. Приезд цирка Соболевского в 1907 году подробно описан в книге Д. Альперова «На арене старого цирка» . Вот автор приводит выдержку из дневника своего отца Сергея Альперова «30 мая мы приехали в Вятку. Ливмя лил дождь, грязь - неописуемая. Сборы в Вятке были очень слабые. Говорили, что нам мешала оперетта под антрепризой Левицкого.
    Но и в оперетте сборы не превышали ста рублей за вечер».  Тогда чтобы привлечь внимание публики, после долгих хлопот, удалось получить разрешение на устройство лотереи. Сборы резко возросли. Наблюдая за событиями, отец  записывает в дневнике, что Шаляпин с Собиновым не собрали бы столько народа, как два медных самовара,  разыгрывавшихся в качестве подарка в цирке. И газета «Вятский край» подтверждала это сообщая, что местные жители тащат последнее барахло в ломбард, чтобы только купить билет в цирк на лотерею. Дневная выручка возросла с 40 до 800 рублей в день. После  скандалов связанных с лотереей, губернатор издал приказ о запрещении её, сборы резко упали.  Цирк Соболевского сразу уехал в Слободской,  а затем в Пермь.  «Жители Слободского провожали нас. Пароход отходил рано в семь часов утра, а на берегу стояла большая толпа слобожан.
    Мы отошли от пристани под звуки оркестра» записал в дневник С. Альперов.

    Можно отметить так же набирающие популярность чемпионаты французской борьбы, которые регулярно проводились в цирках и, конечно же, нельзя не отметить приезд в 1910 году всемирно известного дрессировщика Владимира Леонидовича Дурова с группой животных в количестве 500 экземпляров, со своим уникальным номером «Мышиная железная дорога», и полётом крысы на аэроплане. Спустя 5 лет в Вятке будет выступать дети Анатолия Дурова, Анатолий и Мария.

    В 1914 году за шутку, сказанную после начала мировой войны в Москве на арене цирка Никитиных А. А. Дуров был арестован, на три года выслан в город Котельнич (Вятской губернии). Перед самой революцией в Вятке успели побывать цирки Семена Павлова, М.Щедрина, Зуева.

    В советский период, с 1937 по 1939 годы в Кирове регулярно все летние месяцы на площади верхнего рынка (пл. Революции) работал передвижной Госцирк шапито. Здесь выступали буффонадные клоуны Жак и Мориц и клоунский дуэт братьев Танти.

    Кто куда, а я в цирк, именно так написал в своей книге «Рассказы дрессировщика» Валентин Филатов, вспоминая свое окончание школы, когда в 1936 году тайком сбежал в Кировский зверинец, который располагался рядом с цирком на площади Революции. «Хорошо весной на московских улицах. Светит солнышко, в садах цветёт сирень. Прохожие не бегут, как зимой, а идут не спеша, улыбаются, радуются наступившему теплу. Ребята из нашего класса, как птенцы из гнезда, разлетелись в разные стороны: кто пошёл работать на завод, кто собрался в техникум, в институт, кто поступил в военное училище. А я решил не изменять семейной традиции и стать дрессировщиком зверей.

    Когда родители узнали об этом, они страшно огорчились. Отец мечтал, чтобы хоть один из его сыновей стал учёным человеком, а не артистом цирка. Мама со слезами на глазах просила меня не волновать отца, забыть о цирке. Она убеждала, что дрессировка дело трудное, опасное, что кочевая жизнь циркового артиста очень тяжела. Но я упорно стоял на своём. Отец рассердился и перестал со мной разговаривать.

    Я решил тайком уехать из дома с каким-нибудь зверинцем. Но, ни один директор не соглашался взять меня на работу. Ведь все они хорошо знали моих родителей и не хотели их огорчать. Выручил дядя Костя Лужецкий, старший рабочий зверинца, в котором Александр Николаевич Корнилов готовил новый аттракцион. Дядя Костя – коренастый, молчаливый человек с пудовыми кулаками и доброй душой, услышал, как я жаловался на свою горькую судьбу маленькому коньку Орлику, и решил мне помочь. – Не горюй, Валя! Держи хвост морковкой! – сказал дядя Костя. – Завтра уезжаем в Киров, а у меня нет помощника. Рабочий сбежал. Испугался львов и сбежал. Пойдёшь на его место – возьму с собой! Конечно, пойду! – радостно закричал я и бросился обнимать Лужецкого. Трое суток тряслись мы с дядей Костей в большом товарном вагоне. Каких только зверей в нём не было: львы, белые и бурые медведи, угрюмый слон Ранго, весёлый пони Орлик, змеи и храбрый сторож зверинца – лохматая дворняжка Жучка.

    В Кирове расположились мы на рыночной площади. С восхода солнца до позднего вечера вертелся я как белка в колесе: чистил клетки, кормил и поил зверей, помогал на репетициях, чинил и красил реквизит. Каждый день было два-три представления, а в воскресные дни даже четыре. О самостоятельной дрессировке и мечтать было некогда. Но я не падал духом, ни разу не подумал о возвращении домой»

    Перед войной в 1940 году был спроектирован (арх. Громаковский) и построен новый летний полустационарный цирк шапито, с круглым деревянным основанием барабаном и брезентовой крышей. Этот цирк уже хорошо помнят старшее поколение кировчан. Располагался он в сквере у памятника С. Халтурину напротив стадиона «Динамо». С началом Великой Отечественной Войны, несмотря на трудности, цирк продолжал работать, его охотно посещали раненые солдаты, из ближайших госпиталей, эвакуированные и местные жители города. Представления могли показываться по два, три иногда даже четыре раза в день. Среди директоров этого цирка следует отметить Винокурова(1948), А.В.Волянского(1949), Е.Ф. Солона (1953-1968), С. Дородова(1969).

    Строительство этого цирка проходило скоростными методами, и вместо шести запланированных месяцев, потребовалось всего два. Как сообщали тогда, цирк был сделан из лучших лесоматериалов и хорошо отделан. На первое представление, которое состоялось 23 мая, и вызвало большой интерес, собралось много народа. По обыкновению тех лет программы состояли из трёх частей и двумя антрактами. В первых двух частях показывали цирковые номера программы, а третьим завершающим отделением шел аттракцион.

    Первая программа первого летнего сезона не выделялась, чем-то либо особенным, при отсутствии наездников и воздушных гимнастов, состояла в основном из акробатических номеров (Афонский, Ефимов), акробаты Кузнецовы на першах. С силовым номером выступил Буни, а с дрессированными волками выступал артист Кортон. Вместо аттракциона, был чемпионат французской борьбы.

    Вторая программа началась с приезда знаменитостей, орденоносец Александр Буслаев и Ирина Бугримова удивляли кировских зрителей номерами с дрессированными львами, полет через вращающиеся кольца над клеткой с хищниками. Ирина Бугримова представляла еще и номер конной дрессуры. В этой программе уже были представлены воздушные гимнасты Эльвадо и дрессированные собачки Тольского. В послевоенный период в цирке выступали: сестры Кох, Н.Гладильщиков, Б.Эдер, Е.Милаев, И.Рубан и др.

    За тридцать лет эксплуатации цирк сильно обветшал, было принято решение разобрать его, и уже в июле 1970 года, на месте старого цирка расположился Московский передвижной цирк шапито (директор А.Ф. Терехова). С этого периода каждое лето на гастроли будет приезжать шапито возглавляемый этим директором.