Китайский цирк

Китайский цирк || Кировский цирк
В современной мировой практике можно условно выделить четыре вполне сложившиеся и наиболее развитые школы циркового искусства, оказавшие и продолжающие оказывать заметное влияние на развитие цирка в мире.

Это – «российская», «китайская», «европейская» и в последние 20 лет, «канадская» цирковые школы.
Предельно упрощая этот тезис, можно сказать, что в настоящее историческое время мы живём в условиях динамичного взаимодействия двух глобальных цирковых культур – Запада и Востока.
В процессе эволюции циркового искусства происходили и продолжают происходить сложные процессы прямого и опосредованного воздействия друг на друга Западного и Восточного цирков.
В этом смысле, особое место принадлежит мастерам китайского цирка. Акробаты, гимнасты и эквилибристы из Поднебесной, в настоящий момент остаются одними из фаворитов, влияющих на развитие современного мирового цирка. Богатая и разнообразная история творческих взаимоотношений китайского и российского цирков имеет давние корни. В конце ХIХ начале ХХ века китайские артисты стали осуществлять достаточно регулярные гастроли по городам России. После гастролей некоторые артисты Поднебесной оставались жить и работать в России, обзаводились семьями, основывая российско-китайские цирковые династии.

На протяжении 20 века на российских сценах и манежах во множестве выступали такие китайские мастера, как Чи Юн-Су, Кан Тен-Чжи, Сун-Ю-Сан, Ян-Чи-Ха, Ван-Куан-Джи, Ван-Ю-Ли, Дун-Цин-Фу, Ван-Фун-Ки, Ся-Ю-Шань, Сун-Сиу-Ли, Ван-Зе-Вей, Ван-Шу-Шань и многие другие, которые наряду с собственными выступлениями, увлеченно репетировали со своими и русскими детьми, обучая их «китайским» трюкам и номерам.

Что, прежде всего, поражает в номерах и артистах китайского цирка?

Китайский цирк || Кировский цирк

Первое – это экзотичность и зрелищность, верность фольклорным традициям, берущим начало в глубокой древности.
Такие жанры как жонглирование тарелочками, диаболо, «трезубцами», вазами, «метеорами», эквилибристика на стульях и скамейках, фигурная езда на велосипедах, акробатические прыжки в кольца, антипод, иллюзионные фокусы, манипуляция и многое другое бережно сохраняются в репертуаре китайских артистов.
Второй характерной чертой китайского цирка следует признать высочайшую технику и сложность исполняемых трюков и комбинаций.
И, наконец, третья особенность – потрясающая лёгкость и непринуждённость исполнения трюков и комбинаций, а также специфическое построение композиции номеров.
Сказанное, однако, не означает, что мастерство китайских артистов есть нечто неподвижное, классически застывшее, «музейное» и каноническое искусство, лишённое динамики развития и чуждое современным вызовам времени. Восточная цирковая культура, бережно сохраняя собственные жанры, достижения и стилевые особенности исполнительской манеры, постепенно смещается в русло всемирной цирковой «моды», идущей с Запада.
Начиная со знаменитой китайской эквилибристки Ли Липинг, которая в 1983-ем совершила настоящий прорыв, завоевав «Золотого Клоуна» на конкурсе в Монте-Карло, акробаты, гимнасты и эквилибристы из Поднебесной постепенно становятся лидерами мирового цирка.
C середины 80-х, уже можно говорить о широком представительстве китайского цирка на международной арене, что повлекло за собой существенные инновации в традиционных китайских цирковых номерах.
За последнее десятилетие «Золота» Монте-Карло были удостоены шанхайские акробаты-икарийцы с подкидной доской (2001г.) и акробатическая «смешанная» пара из Куантуна (2002г.)
Первый номер представляет собой высшие достижения в акробатике, созданные, в общем, по знакомым, традиционным китайским «лекалам» и оформлен в специфически китайской стилистике.
Отчасти, сюда же можно отнести и серебряных призёров Монте-Карло 2000-го года, блестящую труппу гимнастов на мачтах из провинции Хунань. Хотя и с довольно существенными элементами новизны и модернизации внутри самого жанра «гимнасты на мачтах».
Всего мачт в номере девять и расположены они так: у входа в манеж в изогнутую линию выстроились пять мачт, образуя своеобразный «задник» для четырёх мачт, расположенных квадратом в центре манежа. Труппа состоит из 14 артистов. Композиция строится таким образом, что когда в центре работает солист, дуэт или квартет гимнастов, то пятеро гимнастов на «заднике», как бы аккомпанируют и оттеняют солистов, создавая некую «рамку» живописной миниатюры, ожившего «орнамента», так сказать.
Трюки, как водится у китайских артистов, предельной сложности, филигранной отточенности, и исполняются они в невероятном темпе.
Китайский цирк || Кировский цирк
Очень красивы у китайских артистов ритмичные смены поз, в которых участвуют одновременно все 14 артистов. При этом, на лицах исполнителей нет ни малейших признаков напряжения. Характерен момент изменения «китайской манеры». В краткие мгновения комплиментов улыбки на лицах артистов не застывшие, «масочные», как это бывало раньше в китайских номерах, а – живые, согретые непосредственным чувством и эмоциями.
Весьма показательной представляется победа в 2002-ом на Конкурсе в Монако китайской смешанной пары из провинции Куантун. В этом номере уже почти ничего не осталось от канонической формы классического китайского цирка. В данном случае - это классический балетный дуэт, демонстрирующий высокого класса акробатику, в сопровождении кордебалета из восьми балерин под музыку П.И.Чайковского.
В контекст дуэтной акробатической композиции органично вписан кордебалет, который не выбивается из стилистики классического европейского жанра. В целом достигается ощущение гармонии выразительных средств и исполнительского мастерства. В номере убедительно присутствует российская академическая балетная исполнительская школа, усиленная незаурядной акробатикой. Это яркий пример успешного взаимодействия «западной» и «восточной» цирковых школ.
Поэтому, не случайно, спустя два года, Гуандунский цирк при посредничестве продюсерского агентства «Shanghai City Dance Company Limited», создаёт полноформатную версию балета «Лебединое озеро», поставленную в стилистике балетно-циркового шоу. Премьера китайского Акробатического Балета прошла в Москве и имела большой успех.
В 2003 году китайские артисты удостоились серебряной награды в Монте-Карло в жанре «русская палка». Для китайского цирка – своего рода, премьера.
Успех был достигнут за счёт невероятного усиления трюкового репертуара. В финале номера на палке оказывались двое верхних – девушка сидела на плечах юноши. Подброшенные палкой, артисты исполнили три раза подряд сальто-бланш. И после столь сложной комбинации, не сходя с плеч, продемонстрировали ещё более сложный трюк – «пируэт». Такого трюкового «поворота» «русская палка» не знала.
В 2005 и в 2007 году «Серебряного клоуна» были удостоены очень сильные в трюковом отношении «жонглёры с диаболо» из Куантуна и антиподисты из Гуаньжоу.
На мой взгляд, и на этот раз в этих выступлениях был достигнут гармоничный баланс, удачно сочетающий традиции и стилистику Востока и Запада. Особенно ценящий новизну и оригинальность Парижский цирковой Конкурс, за последние годы продемонстрировал ряд новинок из Китая. Труппа велофигуристок из провинции Шеньян, как издавна заведено в этом жанре, продемонстрировала сложную групповую «плечевую» и «пирамидную» работу на велосипедах. Каждое новое появление китайских артисток (в номере заняты только девушки) на мировых конкурсных аренах сопровождается обязательным усложнением трюкового репертуара. К этому профессионалы давно привыкли.
Китайский цирк || Кировский циркКитайский цирк || Кировский цирк
Особый интерес, скорее, представляет тот факт, что китайские мастера, постепенно, шаг за шагом «вестернизируются», сменив традиционную китайскую музыку на латиноамериканские и мировые поп-хиты. За этим, естественно, последовало изменение пластического рисунка номера и дизайн костюмов. Для тех, кто в последние десятилетия следит за эволюцией китайского цирка, приведённый пример – яркое свидетельство влияния (на практике – взаимовлияния) Западной цирковой школы на Восточную. И тенденция эта, как свидетельствуют международные успехи китайских артистов – плодотворна.
В жанр «русская палка» китайские артисты привнесли нечто особенное. Сама «русская палка» (пружинящая перекладина) держится не на плечах, как принято повсюду, а на вытянутых вниз руках. И вторая особенность: почти все комбинации исполняются поперёк, а не вдоль палки.
Так, юноша исполняет тройное заднее сальто и, через паузу.., четыре (!) пируэта. И это, повторяю, - поперёк палки.
В финале исполняется ещё одна новинка: двойное заднее и двойное сальто с пируэтом на двух полуметровых ходулях. Китайская «русская палка» – это, действительно, изобретение. Своего рода, национальное «ноу хау».
Ещё одна новинка, не так давно показанная в Париже, принадлежит китайскому артисту Чан-Гон-Ли. На сей раз, в традиционном для Китая жанре - «эквилибр на стульях». Тут, правда, от традиции остались… одни стулья.. Движения исполнителя плавные, замедленные, как обряд ритуального бдения. По мере собирания стульев в пирамиду, артист исполняет стойки на двух и одной руке, действуя медленно, силой, с акцентированным подчёркиванием сложности трюков и их опасности. В итоге получилась не привычная демонстрация равновесия на сооружении из множества стульев, а весьма замысловатый и таинственный «танец», исполняемый без лонжи, что заставляет зрителей любоваться бесстрашным грациозным «танцовщиком» и почти всерьёз переживать за исполнителя.
Три года назад парижская публика с особым энтузиазмом приветствовала китайских акробатов-прыгунов в кольца из провинции Хейбей. Мастера из Поднебесной, по сути, раздвинули границы старого классического китайского жанра. Французы тут же придумали этому жанру своё название – «прыжки серсо».
Китайский цирк || Кировский цирк
На манеже, на расстоянии двух с половиной метров друг от друга располагаются три комплекта «китайских» колец. Прыгун, не останавливаясь, исполняет акробатический прыжок, во время которого, трижды пролетает сквозь, вращающиеся в разные стороны кольца. Разумеется, не задевая их. Есть мастерство акробатических прыжков, и есть мастерство прыжков сквозь «китайские кольца». Но если это сложить вместе, получится, если так можно сказать, мастерство в квадрате. До недавнего времени, до подобной новинки не могли додуматься сами родоначальники жанра. Но додумались! Браво! Получился весьма эффектная разновидность «китайского» канонического номера.
Теперь китайский цирк уже не экзотическая добавка, а целый затерянный мир, продолжающий удивлять Запад, восполняя его, так сказать культурную недостаточность и эстетическую неполноту.
В результате наблюдаемых изменений мир циркового искусства становится богаче, разнообразней и удивительней. Настоящий, живой, реальный цирк остаётся, и останется неутомимым генератором творческих изобретений и новых художественных открытий.

В. Н. Сергунин. Кандидат искусствоведения.