Турник


Турник - (франц. tourner - вертеть, вращать, перевертывать) древнейший гимнастический снаряд - перекладина из стального прута, обклеенная специальной лентой. Укрепляется горизонтально на двух металлических вертикальных стойках, которые неподвижно крепятся тросами, и блоками к барьеру манежа. В цирк привнесён в середине 19 в. из спортивных залов Германии. Первоначально стержень (гриф, перекладина) крепился не на стойке, а между 2 «козликов» (2 шеста, скреплённых крестообразно) и назывался «американский рэк» (вероятно, от немецкого Reck — турник). Работал на нём, как правило, один гимнаст. В 1860-е гг. гриф стал опираться на вертикальные стойки. В 1870-х гг. появился двойной турник, позволявший совершать перелёты с одного турника на другой. Среди русских гимнастов одним из первых двойной турник освоил П. Никитин.

В 1867 г. братья Аволо дебютировали в Берлине на тройном турнике, а в 1870-х гг. - американские артисты Лек и Фокс. Русская публика впервые познакомилась с тройным турником весной 1893 г. (артисты Стеллинг и Ревелли). Первыми русскими исполнителями такого номера была группа под руководством Д. Зементова.

В 90-е гг. 19 века номера на турнике чисто трюкового характера всё чаще стали уступать место номерам, решенным в театрально-игровой форме с непременной ролью комика, с элементами эксцентрики и пародии. Дальнейшие изменения шли за счёт комбинаций из высоких и низких турниках, сочетаний турника с батутом, трапециями и рамкой. В середине 40-х гг. был создан круглый турник. На турнике исполняются главным образом маховые упражнения: баполло, ризенвелли, перелёты с первого турника на третий. Среди выдающихся турнистов отечественного цирка - П. Жиловец, А. Сметанин, Г. Агдгомелашвили, А. Паршин.